Сибирские огни, 1960, № 5
в уоде самой борьбы. Ответ на этот во прос. по необходимости ведет к анализу целой, совокупности очень сложных об стоятельств и Фактов. В рассказе «Пантелеев» внутренние мотивы человеческого поведения, то есть категории морально - психологиче ские, исследуются в их прямой связи с практическими результатами войны. Фигура дивизионного комиссара Пан телеева, всего больше удавшаяся К. Си монову, занимает центральное место в художественной концепции рассказа. Именно в этом сильном и деятельном по натуре русском человеке воплощена та главная сила, которая составляла стано вой хребет нашей армии. Обаяние Пан телеева — в его личном мужестве, не поддельном демократизме, монолитной цельности всего его облика — команди ра и человека. Вся линия действий и размышлений Пантелеева в рассказе очень предметно, наглядно обнажает суть тех спутанных и противоречивых фактов, которые кроются за первыми военными неудачами. Остро переживая эти неудачи, де тально анализируя их причины. Панте леев в то же время относится к ним как волевой и бесконечно убежденный в победе человека. Его убежденность опи рается на глубокую веру в советских людей. Такие, казалось бы, эпизодиче ские персонажи рассказа, как заикаю щийся моряк-артиллерист, проявивший мужественную выдержку и инициативу в обстановке общей растерянности, как бесстрашная девушка — шофер Паша Горобец, перебросившая под огнем ми нометную батарею, воссоздают ощуще ние реальной, хотя еще и не развернув^- шейся в полной мере силы, встающей на, отпор врагу. Как политический руко водитель Пантелеев не одинок в своей упорной и последовательной работе по перестройке и укреплению вверенной ему армии. ]?го воля и многолетний во енный. опыт лишь вносят необходимое организующее начало в борьбу, объеди няют воедино все наиболее смелое, ини циативное. самоотверженное в рядах ■сражающихся войск. Нашлись критики, объявившие, что трагическая смерть Пантелеева в фина ле рассказа бессмысленна и случайна, равно как и смерть потерявшегося, мо рально надломленного и жалкого коман дира полка Бабурова, отданного под суд и кончившего жизнь самоубийством. Что можно ответить на это? Конечно, всякая смерть здорового и еще полного воли к жизни человека тем обиднее, чем меньше в ней логики. Но разве война не превращает алогическую нелепость слу чайной смерти здоровых и сильных лю дей в своего рода закономерность? Что же касается до художественного смысла двух смертей в финале рассказа К. Симонова, то только при откровенно предвзятом подходе к произведению мо жно просмотреть их подлинное, совер шенно противоположное идейное зна чение. Бесславная смерть Бабурова подво дит логический итог определенной со циально-психологической теме рассказа. Она в новой плоскости ставит вопрос о предпосылках и значении гражданско го мужества на войне, без которого так же, как и без воинской смелости, недо стижима победа. Безвременная смерть Пантелеева, тем более потрясающая, что она насти гла героя уже после всех испытаний и опасностей боевого дня, из которых он вышел невредимым, с особой силой под черкивает главенствующие героические мотивы рассказа. Смерть человека за ставляет заново вспомнить о его жизни, она бросает последний отблеск на его де ла, желания, страсти. Пантелеев до пос ледней минуты жизни был верен своему долгу коммуниста, его образ остался в сознании тех людей, которых он поднял в первую атаку, которым он передал час тицу своего боевого опыта, энергии, му жества. Трагический финал рассказа придает особую значительность всему, что составило содержание последнего дня жизни героя, приоткрывая тем са мым перспективу торжества того дела, ради которого он отдал свою жизнь. Говоря об этом внутреннем пафосе рассказа, необходимо сказать, что уже при первом чтении «Пантелеева» обра щал на себя внимание один неверный полутон, проникший в рассказ. Речь идет об эпизоде со шпионкой, биогра фию которой подробно записал во вре мя допроса Лопатин. Этот эпизод явно выпадает из произведения и своей те мой, и самостоятельной, не в меру раз росшейся биографической полнотой, и даже чисто внешним тоном рассказа-за писи. А самое главное, мысль о воз можных мотивах предательства подкреп лена здесь очень шаткими и произволь ными психологическими обоснованиями. Некая двадцативосьмилетняя женщина, изуродованная еще в детстве своим от- цом-кулаком, становится шпионкой, так как не желает упустить жалкую кроху своего «несостоявшегося женского счастья». Она покорно, «как собака», выполняет поручения своего троюродно го брата — предателя, ставшего жить с ней из милости как с женой. Все в этой истории настолько лишено общего значения, настолько искусствен но и случайно, что все авторские попыт ки заглянуть в черную душу, где царил «ад разрушенных надежд и нестерпи мых воспоминаний о несостоявшемся женском счастье,» воспринимаются как покушение на острую тему с не очень пригодными средствами. Об этом в общем-то незначительном эпизоде рассказа «Пантелеев» можно было бы и не вспоминать, если бы тен денция, выраженная здесь лишь сла бым намеком, вдруг не обернулась та ким рассказом, как «Лель».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2