Сибирские огни, 1960, № 4
фантастическими битвами богатырей добра и зла. И если «Красный шаман» представлялся Ойунскому как новое олонхо, сложенное во славу историче ских побед пролетариата, то не является ли «олонхо-тойук в четырех дейст виях» романтической трагедией, где в смертельной борьбе погибают все его герои, но торжествует вечно живая идея освобождения человека от оков рабства и пут религии? Быть может, решение жанра «Красно го шамана», как романтической траге дии, помогло бы освободить сценическое воплощение пьесы от излишних бытовых и ритуальных деталей и направило б ее истолкователей на главное: показать, как в суровом столкновении кипучих страс тей утверждается бессмертие прогрессив ных идей над коварными и злобными силами гибнущего класса. Жаль, что В. Семенов не упоминает в своей статье об отзыве, которым М. Горький отметил «Красного шамана» еще в 1928 году в своем письме Перво му Съезду литераторов Сибири: «Не зная языка бурят и якутов-сахар, — писал великий писатель, — я. наверно, все-таки понял бы прекрасное чувство, вложенное неизвестным мне поэтом-саха- ром, автором поэмы «Кысыл Ойун», вот в эти строки: Пришла пора Зажечь неугасимые костры Пламенной свободы По всем тернистым тропам Бедственной жизни земли» 1. Во всяком случае хорошо, что В. Се менов поднял большой разговор о самой значительной пьесе Ойунского. Надо на деяться, что разговор этот еще будет продолжен и проблемы, поднятые в свя зи с пьесой, будут еще изучаться. К со жалению, о другой пьесе Ойунского «Большевик», пьесы не столь необыч ной, как «Красный шаман», но в которой бьется живой пульс подлинных револю ционных событий, происходивших в Яку тии в период между февральскими дня ми 1917 года и победой Советской вла сти,—об этом драматическом произве дении сказано слишком мало. А ведь «Большевик» большая пятиактная пьеса и главный герой ее якут Василий Пет ров — сознательный боец революции, беззаветно преданный делу Ленина. На ряду с образом большевика—организато ра масс Ойунский показал в пьесе общий подъем политической активности трудя щихся Якутии. В. Семенов характеризу ет эту пьесу, как историко-революцион ную реалистическую драму. Автор го ворит о том, что «Большевик» проник нут высокой коммунистической идей ностью, запечатлен полным и безогово рочным принятием правды большевизма, утверждением величия и исторической -справедливости Великого Октября. Ка 1 «Правда», 1928, 20 апреля, стр. 2. жется, что автор вплотную подошел к постановке вопроса об элементах соци алистического реализма, которые внес Ойунский в молодую якутскую совет скую литературу и драматургию. Но В. Семенов даже не попытался его поста вить. Касаясь недостатков пьесы «Больше вик», В. Семенов правильно упоминает об известной схематичности образов, о композиционной рыхлости, которая ос лабляет драматическое развитие дей ствия, о случайности некоторых персона жей. В заключение статьи автор говорит о том, что Ойунский проложил новые пути в якутской драматургии, о создании им образа нового героя. Все же для пол ного представления о драматическом наследстве Ойунского хорошо бы сде лать хоть краткий обзор других пьес дра матурга: драматического олонхо «Луче зарная Туйарыма-Куо» и двух неболь ших комедий «Бездетный» и «Указ ца ря» (первоначальное название — «Вол на жизни»). Интересна статья Н. Е. Емельянова «П.. А. Ойунский и якутское народное творчество». Н. Емельянов почти конспе ктивно излагает два основных вопроса: 1) П. А. Ойунский об якутском фолькло ре и 2) фольклорные темы в творчестве Ойунского. Платон Алексеевич с детства учился у знаменитых олонхосутов и сам нередко исполнял олонхо. Может быть, именно эта коренная связь с народной поэзией привела Ойунского в дальнейшем к уг лубленному и всестороннему изучению родного фольклора, а отсюда и к созда нию на основе его мотивов многих ори гинальных произведений. Н. Емельянов предпринял интересный опыт сравни тельного анализа фольклорной записи и художественной разработки Ойунским легенды о Куданагсе. Такое сравнение наглядно обнаруживает мастерство пи сателя в отборе материала и углублен ную работу над созданием социально психологических образов и характеров героев. Об удивительной многогранности Ой унского, присущей людям большого да рования, говорит статья Е. И. Коркиной «Роль П. А. Ойунского в развитии якут ской письменности». Сборник заключает сообщение С. С. Никифорова «Публикация литературно го и научного наследства П. А. Ойун ского», в котором дан обзор изданий про изведений поэта, начиная с выхода в свет его первого сборника «Стихи и пес ни» в 1923 году. Более чем за 20 лет своей литературной и общественной дея тельности (1917 — 1938 гг.) Ойунский со здал свыше ста художественных произ ведений и многие работы политического и научного характера. В приложении к сборнику читатель найдет хорошо составленный библиогра фический указатель сочинений П. А. Ой унского — от первых изданий до наших
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2