Сибирские огни, 1960, № 4

фантастическими битвами богатырей добра и зла. И если «Красный шаман» представлялся Ойунскому как новое олонхо, сложенное во славу историче­ ских побед пролетариата, то не является ли «олонхо-тойук в четырех дейст­ виях» романтической трагедией, где в смертельной борьбе погибают все его герои, но торжествует вечно живая идея освобождения человека от оков рабства и пут религии? Быть может, решение жанра «Красно­ го шамана», как романтической траге­ дии, помогло бы освободить сценическое воплощение пьесы от излишних бытовых и ритуальных деталей и направило б ее истолкователей на главное: показать, как в суровом столкновении кипучих страс­ тей утверждается бессмертие прогрессив­ ных идей над коварными и злобными силами гибнущего класса. Жаль, что В. Семенов не упоминает в своей статье об отзыве, которым М. Горький отметил «Красного шамана» еще в 1928 году в своем письме Перво­ му Съезду литераторов Сибири: «Не зная языка бурят и якутов-сахар, — писал великий писатель, — я. наверно, все-таки понял бы прекрасное чувство, вложенное неизвестным мне поэтом-саха- ром, автором поэмы «Кысыл Ойун», вот в эти строки: Пришла пора Зажечь неугасимые костры Пламенной свободы По всем тернистым тропам Бедственной жизни земли» 1. Во всяком случае хорошо, что В. Се­ менов поднял большой разговор о самой значительной пьесе Ойунского. Надо на­ деяться, что разговор этот еще будет продолжен и проблемы, поднятые в свя­ зи с пьесой, будут еще изучаться. К со­ жалению, о другой пьесе Ойунского «Большевик», пьесы не столь необыч­ ной, как «Красный шаман», но в которой бьется живой пульс подлинных револю­ ционных событий, происходивших в Яку­ тии в период между февральскими дня­ ми 1917 года и победой Советской вла­ сти,—об этом драматическом произве­ дении сказано слишком мало. А ведь «Большевик» большая пятиактная пьеса и главный герой ее якут Василий Пет­ ров — сознательный боец революции, беззаветно преданный делу Ленина. На­ ряду с образом большевика—организато­ ра масс Ойунский показал в пьесе общий подъем политической активности трудя­ щихся Якутии. В. Семенов характеризу­ ет эту пьесу, как историко-революцион­ ную реалистическую драму. Автор го­ ворит о том, что «Большевик» проник­ нут высокой коммунистической идей­ ностью, запечатлен полным и безогово­ рочным принятием правды большевизма, утверждением величия и исторической -справедливости Великого Октября. Ка­ 1 «Правда», 1928, 20 апреля, стр. 2. жется, что автор вплотную подошел к постановке вопроса об элементах соци­ алистического реализма, которые внес Ойунский в молодую якутскую совет­ скую литературу и драматургию. Но В. Семенов даже не попытался его поста­ вить. Касаясь недостатков пьесы «Больше­ вик», В. Семенов правильно упоминает об известной схематичности образов, о композиционной рыхлости, которая ос­ лабляет драматическое развитие дей­ ствия, о случайности некоторых персона­ жей. В заключение статьи автор говорит о том, что Ойунский проложил новые пути в якутской драматургии, о создании им образа нового героя. Все же для пол­ ного представления о драматическом наследстве Ойунского хорошо бы сде­ лать хоть краткий обзор других пьес дра­ матурга: драматического олонхо «Луче­ зарная Туйарыма-Куо» и двух неболь­ ших комедий «Бездетный» и «Указ ца­ ря» (первоначальное название — «Вол­ на жизни»). Интересна статья Н. Е. Емельянова «П.. А. Ойунский и якутское народное творчество». Н. Емельянов почти конспе­ ктивно излагает два основных вопроса: 1) П. А. Ойунский об якутском фолькло­ ре и 2) фольклорные темы в творчестве Ойунского. Платон Алексеевич с детства учился у знаменитых олонхосутов и сам нередко исполнял олонхо. Может быть, именно эта коренная связь с народной поэзией привела Ойунского в дальнейшем к уг­ лубленному и всестороннему изучению родного фольклора, а отсюда и к созда­ нию на основе его мотивов многих ори­ гинальных произведений. Н. Емельянов предпринял интересный опыт сравни­ тельного анализа фольклорной записи и художественной разработки Ойунским легенды о Куданагсе. Такое сравнение наглядно обнаруживает мастерство пи­ сателя в отборе материала и углублен­ ную работу над созданием социально­ психологических образов и характеров героев. Об удивительной многогранности Ой­ унского, присущей людям большого да­ рования, говорит статья Е. И. Коркиной «Роль П. А. Ойунского в развитии якут­ ской письменности». Сборник заключает сообщение С. С. Никифорова «Публикация литературно­ го и научного наследства П. А. Ойун­ ского», в котором дан обзор изданий про­ изведений поэта, начиная с выхода в свет его первого сборника «Стихи и пес­ ни» в 1923 году. Более чем за 20 лет своей литературной и общественной дея­ тельности (1917 — 1938 гг.) Ойунский со­ здал свыше ста художественных произ­ ведений и многие работы политического и научного характера. В приложении к сборнику читатель найдет хорошо составленный библиогра­ фический указатель сочинений П. А. Ой­ унского — от первых изданий до наших

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2