Сибирские огни, 1960, № 4
«Ньюргун Боотур», которое сам автор статьи называет «целым морем народной поэзии»? Чрезвычайно интересна статья Н. М. Заболоцкого «О прозе П. А. Ойунско- го», расширяющая наше представление о творческом диапазоне писателя. Опыт ный якутский литературовед, Н. Забо лоцкий живо и увлеченно рассказывает о многообразной по содержанию и форме художественной прозе Ойунского. С са мого начала Н. Заболоцкий обращает внимание на то, что эта сторона твор чества Ойунского наименее изучена: при жизни писателя не был издан ни один сборник его рассказов, а многие из них до последнего времени находились в ру кописях. Не претендуя на какие-либо на учные выводы и считая, что потребуется еще не мало усилий для вдумчивой оцен ки прозы Ойунского, автор, для удобства изложения, группирует прозаические про изведения писателя на три раздела: со циально-бытовые: созданные по мотивам устного народного творчества: рассказы, показывающие советскую действитель ность. Такое расположение материала да ло возможность кратко и достаточно полно познакомить читателей с двенад цатью произведениями писателя, очер тить их фабулу, наметить жанровые и стилевые признаки, подчеркнуть идей ное содержание, значение и место каж дой повести или рассказа в развитии творчества Ойунского. Творческие искания П. А. Ойунского в области поэзии и прозы нашли наибо лее полное свое воплощение в драмати ческих сочинениях, своеобразных по идейно-художественному замыслу и само бытных по национальной форме. Пьесы Ойунского, написанные в пери од становления профессионального якутского театра (конец 20-х — начало 30-х годов), сыграли важную роль в фор мировании творческих принципов моло дого сценического искусства якутского народа, помогали актерам и режиссерам национальной труппы нести массовому зрителю революционные идеи в понят ных и близких ему художественных об разах. В свое время такие пьесы Ойунского, как «Большевик» и «Красный шаман» (Кыпыл Ойуун), пользовались в Якутии огромной популярностью, да и вновь пос тавленный в наши дни «Красный ша ман» также прийес театру успех. Поэто му опубликованная в сборнике статья В. А. Семенова «О драматургии П. А. Ойунского» особенно привлекает внима ние читателя. Начиная статью, автор подчеркивает, что «драматург создавал пьесы на актуальные темы, тесно связан ные с важными политическими задачами времени, воспевающие героику борьбы угнетенных масс за свержение старого строя и создания новой счастливой жиз ни». В своем исследовании о «Красном шамане» В. Семенов много места отво дит вопросу о жанровой принадлежности пьесы. Затем автор объясняет те причи ны, которые побудили писателя сделать главным героем драмы шамана, хотя бы и «красного». Здесь В. Семенов ссылает ся на высказывания М. Горького, А. В. Луначарского, В. Маяковского и других выступавших в первые годы революции за создание героико-романтического те атра. Автор приводит слова К. С. Ста ниславского о том, что «нужна трагедия, в которой боги вещают царям, а цари взывают к богам», замечание Евг. Вах тангова, что «надо инсценировать биб лию, надо сыграть мятежный дух наро да» и т. п. В. Семенов как бы вводит нас в атмосферу тех театральных «плат форм» и увеличений, которые, бесспор но, наложили отпечаток на первую пьесу Ойунского. В то же время, в представ лениях неграмотной массы якутского на селения тех лет шаман с его «сверхъес тественной» силой воздействия на судь бы людей был наиболее «сценической» фигурой. Но Красный шаман, пользуясь всеми традиционными символами веро вания якутов, выступает в драме Ойун ского как победитель богача-бая, как не укротимый бунтарь, отрицающий идеи бо га, как верный заступник угнетенных. Идейной и драматической кульминацией пьесы является финальная сцена, когда герой, отрекаясь от шаманства и сжигая атрибуты «черной веры», умирает во имя торжества свободы и человеческого разума: В глубоком вдохновении Двуногий не умрет И разумом счастливым Бессмертие найдет! И жизнь счастливой станет, И лучший день придет. Народ наш угнетенный Свободнее вздохнет. Жизненная правда и художественная значимость пьесы, по мнению В. Семе нова. определяются ее историческим со держанием и поэтическим мастерством писателя. В. Семенов совершенно прав, когда ставит вопрос об определении жан ра «Красного шамана», так как это име ет принципиальное значение для всего драматического наследия Ойунского и для самой судьбы произведения, его сце нической жизни и художественной трак товки. В этом смысле нам кажется, что вопрос еще только намечен и требует дальнейшего изучения. В самом деле, ведь сам Ойунский оп ределил пьесу как «олонхо-тойук в че тырех действиях», т. е. сценическое «по ющееся» олонхо — многоплановое, об общающего характера, богатырского ма сштаба произведение. Не содержится ли в этом ключ к дальнейшему проникно вению в замысел писателя? Известно, что лучшие якутские олонхо составляют поистине шекспировское соединение трагического со смешным, лирического с героикой, жанровых бытовых сцен с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2