Сибирские огни, 1960, № 4
Т. С т е р к и н КНИГА ОБ П. А. ОЙУНСКОМ П латон Алексеевич Ойунский во-, * 1 шел в историю якутской культуры не только как революционер-большевик, политический и общественный деятель. Он является основоположником якутской советской литературы, исследователем народного творчества, одним из создате лей якутской письменности. Якутское литературоведение несом ненно обогатилось серьезным трудом коллектива научных работников1. Автор каждой статьи исследует одну из сторон богатого литературно - художественного и научного наследия Ойунского. Такая книжка представляется особенно важ ной, так как это первый опыт всесторон него исследования творчества Ойунского с позиций вдумчивой и исторически справедливой оценки его жизни и дея тельности. В первой статье сборника 3 . В. Гого лев рассказывает о жизненном пути Ой унского. Сколько боевой силы, творче ского вдохновения, пытливости ученого было в его натуре! Все свое огромное да рование государственного деятеля и ху дожника Ойунский отдал делу револю ции. Участие юноши Платона Слепцова в подпольрых кружках началось еще в 1911 г. Накануне Октябрьской револю ции Платон Алексеевич вступил в орга низацию «Юный социал-демократ», соз данную Ем. Ярославским. С этой поры он неразрывно связан с борьбой якут ских большевиков за освобождение род ного народа. В 1917 г. Слепцов-Ойунский — член Совета рабочих и солдатских депутатов Якутии от Союза чернорабочих-якутов. В 1918 г. Ойунский — активный борец за установление в Якутии Советской вла сти, в 1921 г. — председатель Якревко- ма, в 1924 г. — председатель ЯЦИК... Пламенный оратор и неутомимый боль шевистский организатор, Ойунский глу боко понимал нужды якутской бедноты и пользовался безграничным доверием трудящихся. В дальнейшем государ ственная деятельность Ойунского нераз рывно связана с культурным строитель ством молодой Якутской республики. Первое стихотворение Ойунского «Пе сня рабочего» было напечатано как ре I П л а т о н А л е к с е е в и ч О й у н с к и й (1893—1939). Доклады к 65-летию со дня рожде ния. Институт языка, литературы и истории Як. фил, СО АН СССР. Як. кн. изд-во, Якутск, 1959. волюционная листовка 1917 года. С тех пор он не оставлял пера, великолеп но сочетая партийную и государствен ную работу с нелегким трудом поэта и драматурга, ученого-филолога, историка и публициста. 3. Гоголеву удалось в со держательном очерке воссоздать заме чательный облик народного поэта-ком- муниста, внесшего свой неоценимый вклад в дело создания якутской социа листической культуры. Вторая статья сборника — «О поэ тическом творчестве П. А. Ойунского» —принадлежит Г. М. Васильеву. Харак теризуя стихотворное наследие поэта, ав тор приводит отдельные примеры того, как Ойунский умел облекать самые зло бодневные лозунги в яркую поэтическую форму. Много внимания автор статьи уделяет вопросу введения Ойунским сил лабической системы стихосложения в якутскую поэзию, доказывая на ряде примеров, что «каждое слово в стихе Ойунского выступает как соразмерная ритмическая единица, как слово-стопа». Г. Васильев отмечает тонкую инстру ментовку его стихов, в которых поэт с блестящим мастерством использовал фо нетические красоты родного языка, свое образие существующих в якутской ре чи звуковых повторов и образность гар монических созвучий. Эта особенность стихотворной формы Ойунского находит ся в органическом единстве с общим идейным направлением его творчества: говорить о советской действительности с позиций высокой партийности, подни мая обычное и повседневное до уровня огромных обобщений, насыщая каждое свое поэтическое высказывание пафосом революционной романтики. К сожалению, малый объем статьи, по-видимому, не дал возможности Г. Ва сильеву одинаково обстоятельно проана лизировать различные жанры стихотво рений Ойунского. Двумя-тремя словами характеризует автор такие лирические стихи, как «К другу Феклушке», «Из Фа уста», «Этот пламенный бокал», «Мимо за», «Жаворонок», «Прощание» и дру гие. Так и остались нераскрытыми черты гражданской лирики, почти всегда при сущие этим очень разным по содержа нию стихотворениям. Выдвигая положение о теснейшей свя зи творчества Ойунского с фольклором, автор утверждает, что «в этом таилась причина как сильных, так и слабых сто рон творчества этого большого художни ка слова». Однако это положение, так же как и мысль о том, что Ойунский «в последнее .время мало стал писать на современные темы, уходя буквально с головой в обработку народного эпоса, легенд и др. фольклорных произведе ний», недостаточно мотивированы и не вольно ставят читателя перед вопросом: а хорошо это или плохо? — и следует ли, например, считать положительным фак том поистине титаническую работу поэта над созданием сводного текста олонхо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2