Сибирские огни, 1960, № 4
вая часть, изображающая юные годы автора, приобщение его к революционной борьбе. Это и вправду те самые «первые радости», что четко врезаются в память на всю жизнь. Воспоминания И. Мызгина. воскреша ющие славные революционные традиции прошлого,— хороший подарок для нашей молодежи. £ф. Б е л е н ь к и й СОРОК ЛЕТ НАЗАД . . . «М н о г о тайн хранит Касмалинский * * бор. Да и надо ли человеку знать о том, чего уже не вернуть, не попра вить?» — этот вопрос задает себе и чи тателю Чмыхало в романе «Половодье»1. Книгой автор ответил на свой вопрос ут вердительно: надо! Прав ли он? Стоит ли ворошить собы тия сорокалетней давности, копаться в тайнах Касмалинского бора, где четыре десятилетия тому назад лилась кровь русских людей в борьбе за Советскую власть? И дело не в том, что в прошлом уже «ничего не вернуть, не поправить»: известно, что история—хороший учитель, и если в ней уже ничего не исправить, то с ее помощью можно многого избе жать в настоящем и будущем. Суть в ■том. что о гражданской войне, в частно сти о гражданской войне в Сибири, на писаны сотни художественных произве дений во всех литературных жанрах. Нужны ли новые книги на эту тему?^ , Десятки хороших книг о войне 1 9 1 8— 1921 годов, изданных за послед нее десятилетие, убедительно показали неисчерпаемость этой темы. Писатели находят в ней такие стороны, такие гра ни, которые делают годы первых совде пов близкими годам первых ракет на Луну. Именно в этом прежде всего смысл «Необыкновенного лета» К. Феди на, «Заре навстречу» В. Кожевникова, романа «Кровь людская не водица» Стельмаха, «Жестокости» П. Нилина и многих других книг о гражданской вой не, появившихся в последние годы. Это ощущение современности есть и в рецензируемом романе. Оно выступает в идее мира, пронизывающей всю борь бу народных масс за свою свободу. Лю бимые персонажи автора — члены семьи Завгородных — Роман и Яков, их мать Домна, — все многочисленное крестьян ское население книги умеет отстоять се 1 А н а т о л и й Ч м ы х а л о . Половодье. Роман. Алтайское кн. изд-во, 1959. бя и в случае нужды способно взяться за оружие, но война им отвратительна. «Если б можно было совсем не разлу чаться! Чтоб войны не было, чтоб мирно люди жили, каждый делал, что хочет», — эта мечта одной из героинь романа составляет пафос всего произведения. Война ведется героями «Половодья» по необходимости, ее навязывает им непри ятель. Но мир в романе — не божий дар, а человеческое завоевание. История цент рального героя книги — Романа Завго- роднего— это история честного и муже ственного крестьянского парня, пытаю щегося обеспечить себе мирную жизнь уходом от борьбы. Писатель развенчива ет иллюзии героя. Жизнь втягивает Ро мана Завгороднего в события, и он уже не может не взяться за оружие. «К жиз ни нельзя приспособиться, ее нужно де лать...» — вот конечный вывод, к кото рому приходит в романе Завгородний. Идея эта, конечно, не открытие автора «Половодья». Но Анатолий Чмыхало раскрыл ее по-своему, на новом жизнен ном материале, своими художественны ми средствами. «Половодье» — книга «прямого дей ствия», ее персонажи в постоянном дви жении, автор насыщает художественную ткань произведения множеством собы тий, драматических столкновений, соци альных и любовных конфликтов. Все слои сибирской деревни, начиная от ла вочника Степана Перфильевича и мель ника Захара Боброва и кончая послед ним бедняком-переселенцем Елисеем Гавриным, в сложном переплете соци альных и личных отношений отразились в «Половодье». Сочно рисует А. Чмыхало массовые сцены, которым в романе уделено много места. Следуя шолоховской традиции, писатель вводит в драматические эпизо ды элементы юмора, придающие народ ным картинам особый колорит. Трудно забыть, например, сцену экзекуции — страшную картину расправы белогвар дейцев над не желающими воевать кре стьянами. Но особенную художественную тональность этой сцене придает трагико мическая фигура деда Гузыря, добро вольно объявляющего себя десятым (порют каждого десятого) и упорно от стаивающего свое право лечь под шом пола, чтобы спасти от позора оказавшу юся десятой беременную женщину. И хотя бьют добровольца особенно жестоко, он не без ки\}ора резюмирует происшедшее: — Родитель мой, царство ему небесное, вроде как покрепче порол... Значение этого эпизода, однако. не только в комической разрядке драмати ческого момента. То, что дед Гузырь не согнулся и сохранил чувство юмора да же под шомполами, свидетельствует о неистребимом душевном здоровье наро да, о его несгибаемой воле. Хорошее чувство художественной ме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2