Сибирские огни, 1960, № 4

Ты все народы спас от рабских пут. И вновь ветра весенние текут, И вместе строят счастье и живут, Как братья, русский и якут. Вновь наших дум стремителен полет, Горим желанием одним. И песни Пушкина якут поет, Нам стал язык славян родным. Родной наш брат — Отечества оплот! Отважный следопыт на всех путях1 Нас, коммунистов, партия ведет, А ты несешь ее победный стяг. (Пер. А . Лаврик). Герои произведений Элляя — это лю­ ди дерзновенных и смелых деяний. Они работают на благо народа, служат ему верой и правдой, а если того требуют об­ стоятельства, — то и жертвуют собой. Якут Федор Попов отважно сражается с гитлеровцами во время форсирования Днепра и гибнет в бою. Воспевая подвиги Федора Попова, по­ эт верит, что дело земляка не будет за­ быто; народ героя не забудет: На далекой Украине И средь гомельских лесов В памяти людей поныне Жив герой — якут Попов! Духом смелый, сердцем верный Воин Родины своей, Он останется примером Для бойцов грядущих дней. (Пер. Т. Сикорской). В лирической поэме «Мастер изоби­ лия» агроном Михась, не щадя сил, трудится над тем, чтобы победить веч­ ную мерзлоту, заставить ее служить че­ ловеку. Он говорит, что только труд спо­ собен творить чудеса, что это главная си­ ла в мире. Элляй рассказывает в своих произве­ дениях о вчерашнем и сегодняшнем дне якутского народа, прославляет великую силу труда советского человека, размах его творческих возможностей. Элляй не замыкается в круг только якутских тем, его интересуют вопросы, которыми живут наши современники, он откликается на события, волнующие все человечество. Его поэзия отличается вы­ соким гражданским пафосом, боевым ду­ хом партийности. В раннем творчестве Элляя. как и во всей якутской поэзии в начальной стадии ее развития, преобладали короткие по размеру призывные стихи и песни. Это были, главным образом, публицистиче­ ские стихи. Среди них немало стихов схе­ матичных, декларативных. В то время якутскими поэтами делались лишь пер- ные шаги в освоении крупных эпических жанров. Элляй, как и другие поэты в тот период, строит свои произведения на со­ поставлении прошлого и настоящего. Об­ разы его стихов отвлеченны. Элляя всегда интересовали люди горя­ чего сердца, думающие прежде всего о благе народа, но вначале это были часто люди без имени: большевик, мужествен­ но принявший смерть, но не склонивший головы перед врагом; мать, обращающая­ ся к сыну с просьбой отомстить за отца. С течением времени, отвлеченный ро­ мантический герой все более и более вы­ тесняется в поэзии Элляя конкретным историческим героем, шире становится социальный фон. Он уже действует не один, как прежде, а среди народа и поль­ зуется его сочувствием и поддержкой. На место коротких призывных стихов приходят эпические и лирические поэмы. В них герой обретает вполне конкретные черты: Владимир Маяковский, англий­ ский матрос Реджинальд, Чернышев­ ский, корейский рыбак старик Ли Хан Чен, взявший оружие в руки, чтобы ото­ мстить захватчикам за смерть своих де­ тей и за попранную врагами Родину, украинский революционный демократ Павел Грабовский, который, как и Чер­ нышевский, несмотря на заточение, ду­ мает о своем народе, о его свободе и счастье, легендарный богатырь Чурумчу- ку, вступивший в неравную борьбу с «ко­ ронованным разбоем» царя Чупчуруйда- на. В эпических и лирических произведе­ ниях много места занимают отступления — размышления и думы самого автора. Старая традиционная народно-поэтиче­ ская форма и новая, основанная на опы­ те русской классической поэзии, сосуще­ ствуют в поэзии Элляя, взаимно допол­ няя друг друга. Поэт использует разные формы стихосложения и разные жанры поэзии, заботясь лишь о том. чтобы наи­ более полно и художественно-выразитель­ но воплотить в них содержание. В этом разнообразии приемов и жанров — сила Элляя, как художника. Поэт не копирует рабски старую форму, но реформирует ее и обогащает. Его интересуют не только по­ ступки героев, но и мотивы, побуждаю­ щие их к действию, их внутренний мир. Тавтология, длинные периоды, отступле­ ния, не связанные с повествованием, ха­ рактерные для устной народной якутской поэзии, почти не находят себе места в произведениях Элляя. Но он заботливо сохраняет душу народной поэзии, ее на­ циональную окраску. Особенность якутской поэзии — ги­ перболическое сравнение, гротесковое преувеличение. Чурумчуку, например, выпивает море и возвращает его о б т т - но. Отправляясь к Чупчуруйдану за «камнем счастья», Чурумчуку говорит своей жене: Так прощай, моя голубка, Неразлучная подруга, Целый век мы были вместе, Как два рога у коровы. « Как две лыжи, по сугробам Пробегающие рядом. (Пер. А . Кочеткова). У него шаг, «как бег оленя, заблудивше­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2