Сибирские огни, 1960, № 4
Ты все народы спас от рабских пут. И вновь ветра весенние текут, И вместе строят счастье и живут, Как братья, русский и якут. Вновь наших дум стремителен полет, Горим желанием одним. И песни Пушкина якут поет, Нам стал язык славян родным. Родной наш брат — Отечества оплот! Отважный следопыт на всех путях1 Нас, коммунистов, партия ведет, А ты несешь ее победный стяг. (Пер. А . Лаврик). Герои произведений Элляя — это лю ди дерзновенных и смелых деяний. Они работают на благо народа, служат ему верой и правдой, а если того требуют об стоятельства, — то и жертвуют собой. Якут Федор Попов отважно сражается с гитлеровцами во время форсирования Днепра и гибнет в бою. Воспевая подвиги Федора Попова, по эт верит, что дело земляка не будет за быто; народ героя не забудет: На далекой Украине И средь гомельских лесов В памяти людей поныне Жив герой — якут Попов! Духом смелый, сердцем верный Воин Родины своей, Он останется примером Для бойцов грядущих дней. (Пер. Т. Сикорской). В лирической поэме «Мастер изоби лия» агроном Михась, не щадя сил, трудится над тем, чтобы победить веч ную мерзлоту, заставить ее служить че ловеку. Он говорит, что только труд спо собен творить чудеса, что это главная си ла в мире. Элляй рассказывает в своих произве дениях о вчерашнем и сегодняшнем дне якутского народа, прославляет великую силу труда советского человека, размах его творческих возможностей. Элляй не замыкается в круг только якутских тем, его интересуют вопросы, которыми живут наши современники, он откликается на события, волнующие все человечество. Его поэзия отличается вы соким гражданским пафосом, боевым ду хом партийности. В раннем творчестве Элляя. как и во всей якутской поэзии в начальной стадии ее развития, преобладали короткие по размеру призывные стихи и песни. Это были, главным образом, публицистиче ские стихи. Среди них немало стихов схе матичных, декларативных. В то время якутскими поэтами делались лишь пер- ные шаги в освоении крупных эпических жанров. Элляй, как и другие поэты в тот период, строит свои произведения на со поставлении прошлого и настоящего. Об разы его стихов отвлеченны. Элляя всегда интересовали люди горя чего сердца, думающие прежде всего о благе народа, но вначале это были часто люди без имени: большевик, мужествен но принявший смерть, но не склонивший головы перед врагом; мать, обращающая ся к сыну с просьбой отомстить за отца. С течением времени, отвлеченный ро мантический герой все более и более вы тесняется в поэзии Элляя конкретным историческим героем, шире становится социальный фон. Он уже действует не один, как прежде, а среди народа и поль зуется его сочувствием и поддержкой. На место коротких призывных стихов приходят эпические и лирические поэмы. В них герой обретает вполне конкретные черты: Владимир Маяковский, англий ский матрос Реджинальд, Чернышев ский, корейский рыбак старик Ли Хан Чен, взявший оружие в руки, чтобы ото мстить захватчикам за смерть своих де тей и за попранную врагами Родину, украинский революционный демократ Павел Грабовский, который, как и Чер нышевский, несмотря на заточение, ду мает о своем народе, о его свободе и счастье, легендарный богатырь Чурумчу- ку, вступивший в неравную борьбу с «ко ронованным разбоем» царя Чупчуруйда- на. В эпических и лирических произведе ниях много места занимают отступления — размышления и думы самого автора. Старая традиционная народно-поэтиче ская форма и новая, основанная на опы те русской классической поэзии, сосуще ствуют в поэзии Элляя, взаимно допол няя друг друга. Поэт использует разные формы стихосложения и разные жанры поэзии, заботясь лишь о том. чтобы наи более полно и художественно-выразитель но воплотить в них содержание. В этом разнообразии приемов и жанров — сила Элляя, как художника. Поэт не копирует рабски старую форму, но реформирует ее и обогащает. Его интересуют не только по ступки героев, но и мотивы, побуждаю щие их к действию, их внутренний мир. Тавтология, длинные периоды, отступле ния, не связанные с повествованием, ха рактерные для устной народной якутской поэзии, почти не находят себе места в произведениях Элляя. Но он заботливо сохраняет душу народной поэзии, ее на циональную окраску. Особенность якутской поэзии — ги перболическое сравнение, гротесковое преувеличение. Чурумчуку, например, выпивает море и возвращает его о б т т - но. Отправляясь к Чупчуруйдану за «камнем счастья», Чурумчуку говорит своей жене: Так прощай, моя голубка, Неразлучная подруга, Целый век мы были вместе, Как два рога у коровы. « Как две лыжи, по сугробам Пробегающие рядом. (Пер. А . Кочеткова). У него шаг, «как бег оленя, заблудивше
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2