Сибирские огни, 1960, № 4

диктором первой в Якутии комсомоль­ ской газеты «Хотугуыччат» («Молодежь Севера»). «Вождем своей юности» назвал Элляй комсомол, он посвятил ему одну из своих ранних поэм «В годы пуль и пурги» (1930). О комсомол! Это ты меня, ты Сделал поэтом! Тебя я пою1 Это — свершенье заветной мечты. Вождь мой, прими благодарность мою... (Пер. А . Романова). В своих ранних стихотворениях поэт рассказывал о героических подвигах ком­ сомольцев в суровые годы гражданской войны, о том, как были разгромлены банды белогвардейского генерала Пепе- ляева — ставленника японских империа­ листов, о самоотверженном труде моло­ дежи по преобразованию северного края. В 1924 году в республиканском жур­ нале «По заветам Ленина» Элляй опуб­ ликовал перевод на якутский язык из­ вестной в то время песни «Молодая гвардия». Успех ободрил начинающего поэта. За ней последовали переводы та­ ких песен, как «Проводы», «Коммунисти­ ческая марсельеза», «Мы кузнецы» и ДРУГИХ. В первую годовщину со дня смерти В. И. Ленина в газете «Кыым» («Искра») Элляй напечатал одно из первых своих стихотворений «По заветам Ленина». В нем молодой поэт выразил глубокую любовь якутского народа к вонщю ре­ волюции и основателю советского го­ сударства, беспредельную скорбь народа в связи с тяжелой утратой и его реши­ мость следовать заветам любимого вождя и учителя. Три года Серафим Романович нахо­ дился в Москве: учился в Государствен­ ном институте журналистики. Годы уче­ бы в Москве во многом определили круг его творческих интересов. Глубоко запа­ ли в его сознание и полюбились знаме­ нитые публичные чтения Владимира Ма­ яковского. Поэзия певца пролетарской революции была созвучна Элляю и по­ этому привлекала его особое внимание. В 1939 г,оду Элляй попытался воссоз­ дать образ В. Маяковского в одноимен­ ной поэме. В 1928 году, после окончания инсти­ тута журналистики, Элляй вернулся в Якутию и много лет работал в редак­ циях газет «Социалистическая Якутия» и «Кыым». Газетная работа еще креп­ че связала поэта с жизнью, с народом. С 1924 года он пишет «комсомольские и пионерские песни, одноактные пьесы про­ тив попов и шаманов, против религиоз­ ных суеверий, против мещанской, бур­ жуазной молодежи, пренебрегающей слу­ жением обществу и ведущей разгульный образ жизни». В годы новой экономической полити­ ки. когда буржуазные и мелкобуржуаз­ ные элементы, рассчитывая на реставра­ цию капитализма, пророчили гибель ре­ волюции, бодрые стихи Элляя звали на­ род на борьбу с представителями старо­ го мира. В 1929 году вышел первый сборник Элляя «В годы цветущей молодости». Произведения, вошедшие в сборник, соз­ давались под большим влиянием поэзии Маяковского. Книга начиналась эпигра­ фом: и я, как весну человечества, Рожденную в труде и в бою, Пою мое отечество, Республику мою. В 1932 году появился второй сборник «Новые песни» — о социалистическом преобразовании якутской деревни. В центре книги — человек, осознавший не­ обходимость коллективной жизни и гото­ вый за нее бороться. Основное свойство этого человека — советский патриотизм. Яркое художественное воплощение пат­ риотическая тема нашла в стихотворени­ ях: «Новый дом», «Призыв в колхоз», «Тракторист Федор», «Песня девушки». Социалистическая действительность давала поэту обильный материал для пе­ сен и поэм. Один за другим выходят из печати книги Элляя с характерными на­ званиями: «Даешь социализм» (1934), «Счастливая жизнь» (1938), «Светлые образы» (1939), «Лена» (1940), «Путе­ вые огни» (1941). В годы Великой Отечественной войны Элляй находился на Калининском фрон­ те в рядах Советской Армии. Он коман­ довал минометным расчетом, участвовал в боях под Старой Руссой и Холмом. Расчет состоял из шести человек, пред­ ставлявших шесть национальностей: рус­ ских, татар, казахов, уйгур, башкир, якутов, как бы олицетворяя собой друж­ бу народов. Произведения, написанные в военные и послевоенные годы, посвященные рат­ ным и трудовым подвигам советских людей, составили книги стихов: «На за­ щиту солнечной страны» (1943), «Ра­ дость» (1946), «Русскому народу» (1947), «Песни победы» (1950). Прославляя социалистическое оте­ чество, «рожденное в труде и в бою», по­ эт призывает идти «сквозь бои. сквозь года в новый солнечный век, к комму­ низму». Любовь к Родине, к своему народу гармонически сочетается в произведени­ ях Элляя с уважением к другим наро­ дам. Он воспевает пролетарский интерна­ ционализм — драгоценную особенность характера советского человека, прослав­ ляет мужественных борцов за мир: «Мир сильнее войны», «Народу Кореи», «Гор­ някам Франции», «Николасу Гильену», «Песня о братстве». Обращаясь к русскому народу. Элляй говорит:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2