Сибирские огни, 1960, № 4
диктором первой в Якутии комсомоль ской газеты «Хотугуыччат» («Молодежь Севера»). «Вождем своей юности» назвал Элляй комсомол, он посвятил ему одну из своих ранних поэм «В годы пуль и пурги» (1930). О комсомол! Это ты меня, ты Сделал поэтом! Тебя я пою1 Это — свершенье заветной мечты. Вождь мой, прими благодарность мою... (Пер. А . Романова). В своих ранних стихотворениях поэт рассказывал о героических подвигах ком сомольцев в суровые годы гражданской войны, о том, как были разгромлены банды белогвардейского генерала Пепе- ляева — ставленника японских империа листов, о самоотверженном труде моло дежи по преобразованию северного края. В 1924 году в республиканском жур нале «По заветам Ленина» Элляй опуб ликовал перевод на якутский язык из вестной в то время песни «Молодая гвардия». Успех ободрил начинающего поэта. За ней последовали переводы та ких песен, как «Проводы», «Коммунисти ческая марсельеза», «Мы кузнецы» и ДРУГИХ. В первую годовщину со дня смерти В. И. Ленина в газете «Кыым» («Искра») Элляй напечатал одно из первых своих стихотворений «По заветам Ленина». В нем молодой поэт выразил глубокую любовь якутского народа к вонщю ре волюции и основателю советского го сударства, беспредельную скорбь народа в связи с тяжелой утратой и его реши мость следовать заветам любимого вождя и учителя. Три года Серафим Романович нахо дился в Москве: учился в Государствен ном институте журналистики. Годы уче бы в Москве во многом определили круг его творческих интересов. Глубоко запа ли в его сознание и полюбились знаме нитые публичные чтения Владимира Ма яковского. Поэзия певца пролетарской революции была созвучна Элляю и по этому привлекала его особое внимание. В 1939 г,оду Элляй попытался воссоз дать образ В. Маяковского в одноимен ной поэме. В 1928 году, после окончания инсти тута журналистики, Элляй вернулся в Якутию и много лет работал в редак циях газет «Социалистическая Якутия» и «Кыым». Газетная работа еще креп че связала поэта с жизнью, с народом. С 1924 года он пишет «комсомольские и пионерские песни, одноактные пьесы про тив попов и шаманов, против религиоз ных суеверий, против мещанской, бур жуазной молодежи, пренебрегающей слу жением обществу и ведущей разгульный образ жизни». В годы новой экономической полити ки. когда буржуазные и мелкобуржуаз ные элементы, рассчитывая на реставра цию капитализма, пророчили гибель ре волюции, бодрые стихи Элляя звали на род на борьбу с представителями старо го мира. В 1929 году вышел первый сборник Элляя «В годы цветущей молодости». Произведения, вошедшие в сборник, соз давались под большим влиянием поэзии Маяковского. Книга начиналась эпигра фом: и я, как весну человечества, Рожденную в труде и в бою, Пою мое отечество, Республику мою. В 1932 году появился второй сборник «Новые песни» — о социалистическом преобразовании якутской деревни. В центре книги — человек, осознавший не обходимость коллективной жизни и гото вый за нее бороться. Основное свойство этого человека — советский патриотизм. Яркое художественное воплощение пат риотическая тема нашла в стихотворени ях: «Новый дом», «Призыв в колхоз», «Тракторист Федор», «Песня девушки». Социалистическая действительность давала поэту обильный материал для пе сен и поэм. Один за другим выходят из печати книги Элляя с характерными на званиями: «Даешь социализм» (1934), «Счастливая жизнь» (1938), «Светлые образы» (1939), «Лена» (1940), «Путе вые огни» (1941). В годы Великой Отечественной войны Элляй находился на Калининском фрон те в рядах Советской Армии. Он коман довал минометным расчетом, участвовал в боях под Старой Руссой и Холмом. Расчет состоял из шести человек, пред ставлявших шесть национальностей: рус ских, татар, казахов, уйгур, башкир, якутов, как бы олицетворяя собой друж бу народов. Произведения, написанные в военные и послевоенные годы, посвященные рат ным и трудовым подвигам советских людей, составили книги стихов: «На за щиту солнечной страны» (1943), «Ра дость» (1946), «Русскому народу» (1947), «Песни победы» (1950). Прославляя социалистическое оте чество, «рожденное в труде и в бою», по эт призывает идти «сквозь бои. сквозь года в новый солнечный век, к комму низму». Любовь к Родине, к своему народу гармонически сочетается в произведени ях Элляя с уважением к другим наро дам. Он воспевает пролетарский интерна ционализм — драгоценную особенность характера советского человека, прослав ляет мужественных борцов за мир: «Мир сильнее войны», «Народу Кореи», «Гор някам Франции», «Николасу Гильену», «Песня о братстве». Обращаясь к русскому народу. Элляй говорит:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2