Сибирские огни, 1960, № 4
Д. Р О М А Н Е Н КО Певец комсомольской весны Элляй — легендарный прародитель якутов. Он будто бы пришел на берега Лены с юга, спустился со своими людь ми на плотах до среднего течения реки и обосновался возле озера Сайсары, на месте нынешнего Якутска. Говорят, что он прославил себя добрыми делами: внедрил кузнечное ремесло, научил де лать посуду, установил весенний кумыс ный праздник —ысыах. Якуты будто бы жили тогда хорошо, не знали вражды и лишений. Народная легенда об Элляе переда валась из поколения в поколение стари- ками-олонхосутами и певцами. Она со провождала Серафима Романовича Кула- чикова с детских лет и так полюбилась ему, что, став поэтом, он назвал себя его именем. Образ мудрого родоначальника яку тов, созданный народной фантазией, во площал в себе вековечную мечту о воль ности и лучшей доле. Этот образ глубо ко интересовал и волновал подростка, вступавшего в мир сложных человеческих отношений. Он, как и его сверстники, знал: мир велик. Начало мира — юрта с хотоном. Дальше — тропинки во все с т о р о н ы , а там — за километр, за два— одна за другой, дымят еще несколько юрт. Это и есть наслег — якутская де ревня. Так на тысячи километров — ред кие юрты, густые леса, дикие горы, не ведомые порожистые горные реки, несчи танные озера... Во главе улусов и наслегов стояли той оны. Это представители родовой знати, они обладали большой властью и умели использовать ее для своего обогащения. Тойоны держали десятки и даже сот ни работников-хамначитов, те были у них всегда в неоплатном долгу: пасли им ло шадей, доили коров, ловили рыбу и до бывали пушнину, расчищали лес для по косов и пашен. Тойоны были главной опорой царизма в проведении всех его антинародных мероприятий, задавали тон общественной и политической жизни. По обыкновению, вернувшись от хо зяев в свою юрту, бедняк снова прини мался за работу — и только песня-леген да скрашивала его жизнь. — Юрты эти были очень убоги, — вспоминает Серафим Романович. — зем^ ляной пол, ледяные окна, за камельком сразу начинался хотон — хлев для ско та... Но под чарующими звуками бога тырских песен и описаний величавой страны якутских богатырей эта скудная юрта преображалась в серебряный, ог ромный богатырский дом, где «сидящий на левой наре, если обозреть с правой нары, казался малой кукушечкой». Та кие олонхо иногда продолжались двое суток. Я их слушал в детстве с затаен ным вниманием, стараясь дышать тихо... Слушая сказание об Элляе, подросток перевоплощался в легендарного героя и уносился на крыльях своего воображе ния в мир, где человек труда был счаст лив, где не было тойонов и хамначитов, где торжествовала правда. Об этом мире Серафим Романович впервые услышал от большевиков, сосланных царским пра вительством в далекий край. Идея борь бы за новый мир, за народное счастье прочно и навсегда овладела сознанием юноши. Ему не стоило труда сделать выбор, на чью сторону стать. Шест надцатилетний парень стал запевалой среди молодежи. Его назначили секрета рем наслежного ревкома. — Вечерами, — рассказывает Элляй, — в юрте молодежь поет «ехарь» — ста ринные якутские хороводные песни. Я пишу для «ехаря» тексты хоровых пе сен на современные темы, и они поют ся. Эти новые песни приветствовали по беду Октября, Советской власти. Комму нистической партии в Якутии. Я сочи нял также песни для ысыахов — весен них якутских народных празднеств. В 1924 году я вступил в комсомол. Вскоре Серафим Романович стал ре 12. «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2