Сибирские огни, 1960, № 4
сибо солнцу за то, что оно вырастило трабы. Еще он говорит спасибо травам за то, что они кормят овцу и коня, вола и верблюда...» Рассказ о судьбе золотистого подсол нуха, поднявшего свою тугую голову в дикой степи, при всей натуральности не посредственного содержания, дан писа телем в таком эмоционально-поэтиче ском ключе, что кажется, будто речь идет не о растении, а о близком живом существе. Конкретный образ расширяет ся до обобщенно-поэтического. В рассказе возникает второй план, в его развитии и заключена основная ху дожественно-философская мысль произ ведения. В сцене грозы — наиболее драматич ном эпизоде рассказа —- эти два худо жественных плана — непосредственный, натуральный и спрятанный в подтексте, в глубине сюжета, — как бы сливаются в одной, напряженно и сильно звучащей музыкальной ноте. «Озаренный светом молнии подсолнух Отец увидел сразу и успел добежать до него в ту самую секунду, когда по тра вам -зашуршал частый крупный град. —Держишься? — закричал Отец. — Держись, сынок! Держись. Распахнув полы плаща, он прикрыл ими подсолнух. Тяжелые градины гул ко стучали по мокрому плащу, скатыва лись на траву, прыгали по залитым во дой солонцовым западинам. Шершавая корзинка подсолнуха упиралась в шер шавый. небритый подбородок Отца. Ста рик стоял, слегка расставив руки, опу стив голову, стараясь не шевелиться, чтобы неловким движением не сломать тугую корзинку подсолнуха, от которой тянулся слабый медовый запах. Так Отец стоял долго. Он припомнил всю свою трудную, неласковую жизнь в этой суровой степи, припомнил потери-, которые дано было ему испытать, и сре ди них последнюю, невозвратимую, со старившую его, — потерю единственно го сына. Он хотел представить себе, как выглядит братская могила, в которой ле жит вознесенный на неведомые Зеелов- ские высоты любимый сын. и — сквозь косую завесу редеющего града, сквозь лазоревые просветы в тучах, за много цветными вратами радуги — увидел эти недоступные, покрытые белым снегом вы соты, озаренные ровным холодным сиянием вечного покоя. Отец вспомнил, как приезжий солдат- фронтовик говорил ему, что Зееловские высоты — никакие не высоты, что их вовсе и не заметишь. «Брехал, конеч но,— незлобливо подумал Отец.— раз люди прозвали их высотами, значит так оно и есть...» Из-за тугой, золотистой корзинки под солнуха как бы выглянуло лицо сына, ведь его рыжевато-белявые, нечесаные вихры тоже когда-то сияли, как лепест ки цветка! Ласково - трогательные прикоснове ния, которые ощущал своим шершавым, небритым подбородком Отец, закрывая подсолнух от безжалостных градин, не могли не напомнить ему другие, волну ющие минуты, когда- он носил по степи своего мальчишку. Эта готовность Отца закрыть своим телом родное дитя, при нять на себя все направленные на него удары, подчеркивает одновременно всю меру его невозвратимой утраты. И пусть нет на свете таких Зееловских высот, какими они представляются старику чабану, не видавшему на своем веку ничего, кроме родной степи. Подвиг сы на в его сознании остается озаренным высоким сиянием вечной славы, подобно тому, каким остался в сознании народа безымянный подвиг Неизвестного сол дата... $ * При всем своеобразии конкретного содержания и при всей неповторимости повествовательного стиля лучших рас сказов о войне, есть нечто глубоко общее в самой их сегодняшней направленности. Это прежде всего общность гуманисти ческого пафоса писателей, приковавших внимание к героическим и трагическим сторонам бытия простого человека сов ременности. Человека, на плечи которо го обрушилась главная тяжесть второй мировой войны. Широкое философско-гуманистиче ское осмысление уроков войны потребо вало нового художественного синтеза, обобщения самого главного в народных судьбах, постановки и решения больших общечеловеческих проблем. Именно по этому в лучших рассказах, созданных за последние годы, так сильно звучат мотивы отцовского и материнского горя, детского сиротства, человеческих утрат, принесенных войной. И одновременно в этих рассказах звучит утверждение че ловеческого мужества, твердости, стой кости, призыв к единению в -борьбе за справедливость и жизнь на земле. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2