Сибирские огни, 1960, № 4
«Когда Негодный Каин убил своего брата, то на кого первого пало это горе? На мать. Но кто вспоминает это убий ство как удар по сердцу матери? Никто не вспоминает его так. Одной матери дано воспринять каждое убийство чело века именно таким образом». Подобные мысли теснились в созна нии горькой вдовы Вилмы Туоминен, простой финской крестьянки, когда она с тревогой всматривалась в юное без жизненное лицо подобранного ею в лесу истекающего кровью незнакомого чело века. Образ седой библейской легенды не случайно возник в ее мыслях. Глав ная героиня рассказа Э. Грина «Мать» воспринимает безжалостные удары судь бы, выпавшие на ее долю, сквозь призму религиозного сознания. Так Вилма бы ла воспитана: все, что происходит на земле, имеет высшее оправдание, совер шаясь по воле всемогущего. Ему виднее с его небесной высоты. Но разве есть справедливость в том, что злодейство Каина первым горем падает на мать? Вилма, такая, какой она открывается в начале рассказа, не в состоянии разре шить этот вопрос. Но каждой строкой своего рассказа на этот вопрос отвечает Э. Грин. Горе матери, потерявшей на войне му жа и получившей теперь известие о ги бели сына, с первых же строк врывается в рассказ, определяя его тревожную, пол ную внутреннего драматизма тональ ность. «Что стоило ему, всесильному, изба вить ее от ненужных мук, подарив ей вечное успокоение? Это было бы для него так просто: не дать открыться ее глазам после ночного сна—и только. Не дать открыться ее усталым, запла канным глазам, которым стало невмого ту видеть белый свет. А он не сжалился над ней, и глаза ее открылись. Для ка кой радости было им открываться? Она откинула теплое одеяло и села на краю кровати, опустив голые ноги на мягкий половик. Ноги у нее были пол ные и крепкие. А темный цвет загара усиливал их здоровый вид. Да и вся она была коренастая и крепкая, под стать своим объемистым ногам. Белая сорочка плотно облегала ее тугое и все еще мо лодое тело, полное сил и здоровья, и широкие скулы, пропитанные за лето солнцем, лоснились от избытка румянца. Но что ей было теперь до этого здо ровья? Не радовалась она ему и даже не замечала его. Уже много дней тело это было для нее чужим, ненужным, неведо мо зачем сохранявшим в себе жизнь. Двигалось оно теперь как бы само собой, без ее участия, механически выполняя по хозяйству все то, что привыкло вы полнять в течение многих лет». В этом контрасте угнетенного горем, безрадостного сознания и здорового, полного жизни, еще молодого и сильного тела, привыкшего к труду и готового к материнству, сразу же угадывается тон кая интуиция художника, умеющего да же описание сделать частичкой драмы. Э. Грин очень плавно, полнокровно ве дет рассказ, захватывая жизнь глубоко, и щедро. И хотя повествование ведется от автора, дистанция между ним и геро иней сближена до предела; писатель все- время сохраняет точку зрения Вилмы, учитывает особенности ее психологиче ского восприятия мира, раскрывая жизнь, ее противоречия и связи в тех формах, в каких они открываются соз нанию простой финской крестьянки. Ав тор лишь иногда, очень естественно и незаметно, вторгается сквозь этот безу коризненно выдержанный психологиче ский строй рассказа, но и то лишь затем, чтобы договорить, прокомментировать, сделать более выпуклым то, что не все гда отчетливо чувствует и сознает сама Вилма. Сближение авторской позиции с точ кой зрения- героини имеет принципиаль ное значение для Грина-рассказчика. Писатель получает возможность дать, одновременно и вполне объективное изо бражение событий и всего вещного ми ра, окружающего Вилму, и сосредото читься на детальнейшем анализе ее- внутреннего душевного состояния. Э. Грин неторопливо разворачивает перед читателем картину своеобразного- бытового уклада финской семьи. Возле осиротевшего семейного очага по-преж нему совершается непрерывный кругово рот жизни. Крестьянское хозяйство тре бует неустанной заботы, и труд хозяйки дома дает всему живому, что его насе ляет, движение и жизнь. Самый обыкновенный повседневный крестьянский труд исполнен для автора глубокого значения и смысла. Поэтому Э. Грин с такой любовью и вкусом выпи сывает каждую бытовую подробность, каждую хозяйственную деталь, пленяя густым, полновесным реализмом живых описаний. Эти описания, великолепные са ми по себе, в то же время глубоко психо логичны. Они раскрывают главное — ду шевную драму матери. Психология крестьянки, хозяйки своего дома, и пси хология матери, потерявшей сына, все время сталкиваются в те утренние часы, с описания которых начинается рассказ. Вилма механически, как бы помимо- собственного сознания, делает привыч ную работу по хозяйству, делает так же точно и сноровисто, как всегда, но имен но эта механичность движений выдаег всю глубину горя, сдавившего ее мысли и чувства. Повествование как бы расслаивается- на два потока, соответствующие по ступкам и сознанию героини. Стремясь уйти от тяжелых безысход ных дум и сосредоточиться на самом процессе труда, Вилма с фатальной за кономерностью снова и снова возвра щается к этим думам. Этот второй, наи более глубокий поток ее внутренней жиз ни выносит на поверхность сознания та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2