Сибирские огни, 1960, № 4
ший через Мгу, безымянная могила отца под Шлиссельбургом, дощатый забор на месте родного дома, возле которого так удобно было играть в классы, — все эти личные утраты Валя разделила с милли онами других людей. На исходе войны Валя вместе со все ми живет предощущением чего-то ново го, она предчувствует готовящиеся пере мены в своей судьбе. Как бы в ответ на эти предчувствия, первые ожидания любви, в рассказе возникает новая тема, связанная с исто рией Володи. Он появился в переполнен ном купе поезда, шедшего в Ленинград. С Валей он успел обменяться всего лишь несколькими словами. И Валя запомни ла этого безбилетнего парня, черногла зого и вежливого, спокойно ушедшего вслед за строгим контролером и возму щенным проводником. В рассказе «Володя» драма детей, пе реживших войну, освещена писательни цей с новой, неожиданной стороны. Вой на не только разрушила благополучие многих счастливых семей. Она обострила «ложности жизни, еще туже затянула ее нераспутанные узлы. И вместе с тем война закалила, сделала более твердыми человеческие характеры. Володя никогда не знал благополуч ной семьи. Отношения родителей — и •без того сложные и запутанные — в не легкое военное время открываются перед мальчиком во всей наготе своей трудной житейской прозы. На плечи несовершеннолетнего под ростка ложится забота о куске хлеба, за- •бота о своей матери, женщине потеряв шейся, морально сломившейся под тя жестью жизненных испытаний. И Володя, так болезненно переживав ший разлад матери с отцом, оказывает- «я в роли человека, призванного решать за старших то, что не в состоянии ре шить они сами. Так же, как и Валя, Во лодя возвращается в Ленинград. Но это совсем другое возвращение. Самый ■близкий, казалось бы, человек — отец— не ждет его и не радуется ему. И самые далекие, казалось бы, чужие и незна комые люди помогают ему добраться до родного города и встать на ноги. В. Па нова ведет своего героя через сложные, иногда мучительные психологические си туации. И герой проходит через них, ■взрослея раньше времени, мужая, обре тая твердости В сцене последнего объ яснения с отцом он говорит уже как равный с равным, как человек, самосто ятельно решающий, как жить. В характере Володи отчетливо видны рубцы, наложенные временем, тяжелы ми обстоятельствами, перевернувшими весь довоенный быт. Рассказывая о своих героях. В. Пано ва как раз и стремится выявить особые индивидуально-психологические резуль таты войны, отразившиеся в человече ских душах. Эта задача по-своему фор мулируется в рассказе. Перед возвра щением в Ленинград Ромка и Володя рассуждают о войне: «Приподнявшись в постели, подперев голову маленьким кулаком, Ромка пере числял: — Убитые. Раненые. Блокада. Про павшие без вести. Лагеря смерти. При бавь — которых в Германию поугоняли. Подытожь. — Ну. — Страшное дело, сколько народу, а? — Ну. — Как считаешь: какие это все бу дет иметь практические последствия? — Как какие последствия? — Для стран. Для людей». Сам Ромка, задавший вопрос о прак тических последствиях войны, конечно, далеко не представляет себе всего гро мадного объема возникающей здесь проблемы. Хотя и он чувствует, что эти последствия не исчерпываются только тем решающим фактом, что Гитлеру и фашизму «капут». Ведь по сути дела и его, Ромки, не легкая судьба, и судьба Володи, и ис пытания, и утраты, и то, что обретено в годы грозных испытаний каждым чело веком, — все это в своей совокупности и составляет практические последствия войны. Во всех разветвлениях эти по следствия бесконечно трудно учесть, хо тя они продолжают сказываться в жизни людей до сегодняшнего дня. Ощущая огромные масштабы пробле мы, В. Панова в своих рассказах дает, однако, очень локальные, конкретные от веты. Ее мысль развита лаконично и сжато, весь материал сгруппирован во круг двух основных характеров, давших жизнь двум рассказам. Писательницу интересуют частные последствия войны для людей, но в той мере, в какой эти последствия являются характерными, общезначимыми для нескольких поколе ний, прошедших через войну. Художест венная задача подобного масштаба полно и широко могла бы быть реализована в романе, с его многосторонним охватом человеческих судеб, с его расчлененной и детализированной системой образных соотношений. Контуры такого романи ческого замысла отчетливо проступают в последних рассказах В. Пановой. Вер нее, их лаконичная форма вместила в се бя основное из того, что обычно состав ляет объект романа, — историю внут реннего становления человека, его судь бу. 4 Совершенно оригинальное разрешение большой темы — «человек и война»—мы находим в превосходном рассказе Эльма ра Грина «Мать» («Нева», 1957, № 6). Глубокое своеобразие художественной концепции этого произведения состоит в том, что вся боль и все страдания войны раскрываются в нем как удар по сердцу матери, как трагедия материнства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2