Сибирские огни, 1960, № 4
ством, — да, правильно. С точки зрения военной, тактической целесообразности —нет не правильно... Минутная стрелка проползла через тройку и медленно приблизилась к циф ре четыре. Ильин наклонился к Лещили- ну и сказал ему в самое ухо: — Через минуту я подымаюсь в ата ку. Скажи комбату, надо прислать для закрепления роту Коновалова. Беги... В тот момент, когда он подносил свисток к губам, чтоб дать сигнал, он почувствовал, как сердце его на мгнове ние остановилось. Потом он бежал по склону сопки, сжимая в руках автомат, и ему было почему-то легко и весело и. пробегая мимо солдата с плюшевой голо вой, он не выдержал и крикнул: — Давай, друг, давай! — И тот дру желюбно откликнулся: — Даем, лейтенант, даем!» Факт самостоятельно принятого реше ния в наиболее трудных для этого об стоятельствах и является для рассказ чика главным моментом, главным крите рием оценки в своеобразном экзамене на гражданское к личное мужество ге роя. «Самое трудное на фронте — принять решение, иными словами, взять на себя ответственность за все последующие со бытия, за то, что люди, судьба которых в твоих руках, если даже и погибнут, то погибнут, выполняя задачу, в пра вильности которой ты, во всяком случае ты, абсолютно уверен. Да, это и есть самое трудное на вой не — принять решение, а приняв, тверг до выполнять». Ильин выдержал это самое трудное испытание. Выдержал при всех своих недостатках — как раз в силу особен ностей своего характера и своего внут реннего отношения к людям, к воинско му долгу. Правда, ни Ильин, поднявший роту для захвата не предусмотренной по при казу высоты, ни Вергасов, готовый было уже отстранить Ильина от командования ротой, но все же вынужденный в сло жившихся обстоятельствах подчиниться его инициативе и поддержать роту мощью всего батальона — как и никто из бой цов, начавших эту ночную операцию, не представляли себе всех последствий сде ланного шага. «В образовавшийся прорыв ринулся батальон Вергасова, два других ударили с фланга. Только-только намечавшаяся на этом участке фронта оборона немцев была прорвана, дивизия продвинулась на всей полосе почти на шесть километ ров. Это был большой успех». Подобно тому, как один камень, бро шенный в ущелье, может вызвать боль шой обвал, так и в данном случае про явление индивидуальной решимости и воли привело в действие мощную лави ну, смявшую оборону врага. Рассказ В. Некрасова «Судак» цели ком сосредоточен на анализе внутрен них, психологических предпосылок этого факта, ставшего возможным в итоге не повторимо-своеобразного, сложного пе реплетения индивидуальных человечес ких отношений, противоречивых усилий и действий разных людей. Кульминационный эпизод рассказа, ос ветив новым светом героев, исчерпал наиболее тлубокие возможности их ха рактеров, окончательно прояснил их и поставил каждого на свое место. Не случайно в заключительной главке произведения В. Некрасов вновь воз вращается к рассказу с точки зрения Вергасова, анализируя сложную сумя тицу его чувств после бессонной ночи, обильного событиями дня и бурного при ема в штабе дивизии. Вергасов понево ле оказался в положении героя дня, и этот триумф, вызванный действиями, за которые он в минуту слепого гнева был готов отстранить от должности Ильина, явился для него таким же тяжелым жизненным испытанием, каким для Иль ина была минута перед атакой. В сознании Вергасова, по натуре очень открытого, честного, хотя и изли шне самоуверенного в своей решитель ности командира, происходит запоздав ший процесс более глубокого познания человека, который казался ему неинте ресным, ни к чему не годным мямлей. Оба героя, пройдя через трудное ис пытание, чем-то обогатились, приобрели добавочный опыт и тем самым сделали первый настоящий шаг друг к другу, сократив расстояние, разделявшее их. Заключительная сцена объяснения Вер гасова с Ильиным, вызывающая улыбку своим добрым ^юмором, снимает ощуще ние внутренней неловкости в отношени ях героев, заставляя поверить, что они рука об руку еще повоюют с врагом. Среди многочисленных военных рас сказов последние произведения Виктора Некрасова, может быть, в наибольшей степени обладают силой глубокого ана литического проникновения в те мель чайшие составные элементы действи тельности, из которых складываются будни и героика войны. 3 Закономерно, что через много лет по сле «Спутников» и после драмы о вой не «Метелица» В. Панова вновь верну лась в прозе к военным временам. Ее рассказы, опубликованные в десятой книжке «Октября» за 1959 год, заслу живают с этой точки зрения самого при стального внимания. Возвращение к старой теме вызвано не только властной силой воспоминаний, навсегда запавших в душу художника. Творческие поиски В. Пановой идут в общем русле устремлений самых разных современных писателей, пишущих о вой не. В новых рассказах: «Валя» и «Воло дя»—звучат знакомые, выношенные и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2