Сибирские огни, 1960, № 4
в своей роте, переживая в присутствии солдат и Вергасова минуту острого сты да за свое неумение, неловкость... «Куда бы его сплавить, черт возь ми? — думал Вергасов — Поговорить, что ли, с Петрушанским? Наверно, им в штабе такой тип нужен. Геморройной работы у них хватает. А я бы Сергеева на его место поставил. Ей-богу, погово рю с Петрушанским». Эта мысль — «поговорить с Петру шанским», приходящая Вергасову в го лову каждый раз после очередной встре чи с Ильиным, как бы подводит итог ус тойчивому впечатлению от героя, впе чатлению, которое сжато сформулирова но в одном слове: «Судак». Кажется, что приговор герою произнесен и подпи сан. Остановись В. Некрасов только на этом приговоре, мы получили бы непло хой, тонкий по наблюдениям, но в об щем довольно традиционный рассказ о трагикомических злоключениях на вой не человека, живущего по нормам совсем иной психологии, чем та, которая зако номерно преобладает в воинском строю с его железным регламентом и строго очерченными формами индивидуального поведения. Подобный Мотив варьировал ся в литературе десятки раз. В. Некра сов — рассказчик, размышляя о судьбах людей на войне, взглянул на традицион ную ситуацию глазами художника, ищу щего наиболее глубоких определений сущности человеческого характера. Сво им рассказом В. Некрасов убедительно доказал, что человек всегда сложней, «неожиданней», чем это кажется. Писатель как бы смывает первый, внешний слой впечатлений и показыва ет Ильина в таких гранях, которые уже недоступны поверхностному, а тем бо лее предубежденному взгляду. Этот поворот художественной мысли потребовал резкого перемещения точки зрения на героя. Если введен Ильин в рассказ через восприятие Вергасова, то есть освещен «объективно», с точки зрения другого персонажа, то примерно с середины произведения рассказчик по гружается в душевный мир самого Иль ина; теперь все события пропускаются уже через его сознание, получая оценку и освещение, соответствующие его взгляду на происходящее. Такой перелом в композиционном по строении рассказа глубоко мотивирован художественным замыслом, позволяя читателю проникнуть в строй субъектив ных чувств и переживаний героя. Эта новая возможность познания характера открывает по крайней мере два важных качества Ильина. Во-первых, несмотря на все трудности одинокого существо вания среди людей, с которыми ему по началу не удалось сколько-нибудь сбли зиться, несмотря на явную отчужден ность и придирчивость недовольного своим ротным Вергасова, Ильин сохра нил в себе чувство справедливости по отношению к окружающим. Это чувство 168 идет от незлобивого, несколько грустно го по складу ума, тонко развитого в процессе глубокой внутренней работы. Ильин по-своему мудр, и эта душев ная мудрость не позволяет ему сердиться на Вергасова, напротив, он сознает всю «уважительность» причин, в силу кото рых он лично оказывается далек и даже неприятен людям — простым, ясным в своих отношениях друг с другом. Это же высоко развитое чувство спра ведливости накладывает особый отпеча ток на его отношения с солдатами. Они не очень надеются на его воинские та ланты; его слабости, как командира, им’ достаточно ясны, но человечность Ильи на и его справедливость не могут им не нравиться. И здесь приоткрывается вто рая особенность героя: Ильин сохраняет удивительную в его положении естест венность поведения, он не стремится казаться иным, нежели он есть на са мом деле, не пытается как-то «приме ниться» к настроениям Вергасова — ни в момент раздразкения, ни в минуту ра сположения начальника. Как всегда у В. Некрасова, определя ющее качество человека проявляется практикой, логикой поступков в наибо лее сложной и ответственной для него ситуации. Такой решающей ситуацией всего рассказа оказалась минута перед боем во время первого порученного Иль ину самостоятельного задания. К этой минуте, как к кульминацион ной вершине, стянута вся сложная си стема психологических мотивировок, весь комплекс противоречивых отноше ний героев рассказа. Суть этих отноше ний, достоинства и недостатки героев вы явились за эту минуту с такой же зако номерностью и силой, с какой распрям ляется сжатая стальная пружина. При выполнении первого же задания, в слозкной обстановке ночного боя, Иль ин оказался перед необходимостью изме нить отданное ему распоряжение, изме нить не по собственной прихоти, а в соответствии с резко изменившейся и не предусмотренной в приказе обстановкой. И Ильин оказался внутренне способным на это. У него хватило мужества после довательно провести свое решение до конца, вопреки полученному в послед нюю минуту указанию следовать перво начально отданному приказу. «Ильин даже представил себе лицо комбата — побледневшее, со сжатыми губами, сощуренными колючими глаза ми. Сейчас еще не поздно. Можно вер нуть назад бойцов и ударить по 103,2. Но нужно ли? Правильно ли это будет? Ильин закрыл глаза — он всегда так делал, когда хотел сосредоточиться. От крыл их. Восток посветлел, тучи рассея лись, и слева, на чуть-чуть порозовев шем небе, можно было различить очер тания небольшой рощицы. Правильно ли это будет? С точки зрения дипломатической, чтобы не обострять отношения с началь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2