Сибирские огни, 1960, № 4
жит его реакция на неожиданное извес тие об отправке на передовую в числе других «ходячих» бойцов. В этот миг все в нем «замерло», но уже не от бояз ни за свою жизнь, а от радости за от крывшуюся возможность доказать, что Николай не совсем в нем ошибся, что он, Сенька, может воевать не хуже других. Только теперь в Сеньке родился на стоящий солдат. Его сознание стало дру гим, отличным от того, когда он с ужа сом прислушивался к каждому новому заходу вражеских пикирующих бомбар дировщиков. Собственно, рассказ В. Не красова и показывает, как произошло это качественное превращение челове ческого сознания. Заключительный эпизод успешного единоборства Сеньки с вражеским тан ком подготовлен всей логикой внутрен него развития характера персонажа. И именно потому, что закономерность это го развития последовательно мотивиро вана во всех звеньях. В. Некрасов смог ограничиться в последней заключитель ной главке рассказа лишь лаконичным рисунком поступков, действий Сеньки в бою. В этом бою Сенька уже мог совер шить подвиг, потому что он был готов к нему не только физически (не зря же он бросал гранату дальше всех в баталь оне), но и морально. И писатель не по ступился ни правдой жизни, ни логикой художественного образа, закончив рас сказ именно так, как он кончается. Прав да всегда поучительна. Художественная правда тем более. Выбрав для своего рассказа исключительно сложную и тя желую нравственно-психологическую си туацию, В. Некрасов лишний раз под черкнул, как велики резервы героиче ского в армии, общий моральный дух которой способен поднять во весь рост даже такого человека, который по своей собственной вине и, казалось бы, безна дежно был придавленным к земле. Не менее острая ситуация лежит в ос нове другого рассказа В. Некрасова «Судак» («Москва», 1958, № 2). Пере читывая этот рассказ, можно только по радоваться зрелому, отточенному мас терству писателя. Пластическая ясность человеческих характеров, лаконизм и точность деталей, глубина психологиче ского подтекста — все эти отличитель ные черты дарования В. Некрасова в полной мере проявились в рассказе «Су дак». Вместе с тем, по этому рассказу можно судить и о некоторых новьщ элементах своеобразной «философии че ловека» на войне, которая так или ина че присутствует в каждом произведении В. Некрасова. В рассказе «Судак» с особой отчетли востью выражен мотив, намеченный еще повестью «В окопах Сталинграда». Это мысль о том, что нет однолинейных критериев оценки человека, что эти кри терии многогранны так же, как и сама жизнь. В. Некрасов — писатель, цели ком сформировавшийся на впечатлениях войны, — острее, чем кто-нибудь дру гой, смог почувствовать, что война меня ет относительную ценность и значение тех или иных человеческих качеств: то, что в мирное время может иметь боль шую ценность, становится ненужным, лишним на войне, и. напротив, то, что на войне имеет первостепенное жизнен ное значение, порой оказывается второс тепенным, необязательным для человека в мирные дни. Поэтому для многих ге роев В. Некрасова, как, впрочем, и для огромного количества людей, познавших на собственном опыте войну, так труден психологически переход от мира к войне и от войны к миру. Главный герой нового рассказа лей тенант Ильин по складу своего характе ра чем-то напоминает Фарбера из пове сти «В окопах Сталинграда». «В полку — Ильин сразу это понял— он никому не пришелся по душе. Он не умел, да и не хотел скрывать свою робость, и это определило отношение к нему окружающих. Офицеры полка — в основном молодежь со всеми прису щими ей слабостями — после двух трех попыток к сближению, из которых ничего не вышло, потеряли к нему инте рес. Кто-то в шутку прозвал его «Суда ком», и это прозвище настолько прочно к нему прилипло, что за глаза его иначе и не называли. На совещаниях он сидел всегда в стороне, молча, и к нему никто не подходил. С солдатами он не мог най ти общего языка — так ему, во всяком случае, казалось. Приказывать и требо вать он не умел, никак не мог отделать ся от «пожалуйста» и «попрошу вас», а в отношении со старшиной — хитрым и оборотистым малым — просто становил ся в тупик». «Судак» — фигура комически - пе чальная на войне. И все первые впечат ления, которые выносят из общения с Ильиным другие герои — и в первую очередь любимец всего полка комбат Вергасов, — только подтверждают и, ка залось бы, накрепко закрепляют эту ис тину. Свой рассказ В. Некрасов строит та ким образом, что знакомство с Ильиным как раз и начинается с точки зрения его непосредственного начальника, капитана Вергасова, молодого, полного сил и энер гии командира, прошедшего боевую вы учку .в Сталинграде. Эта точка зрения позволяет сразу же предельно резко обнажить все и так вполне очевидные слабости Ильина, не исправимо штатского человека, сохра няющего и в условиях полкового быта привычки, манеры, интонацию тихого, застенчивого интеллигента, не умеюще го войти в новую для него военную сре ду и слиться с ней. Ильин не может выпить со своим ком батом стакана водки, не закашлявшись мучительно, до слез; на тренировочных занятиях он бросает гранату ближе всех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2