Сибирские огни, 1960, № 4
зал Сенька. — Тебе воды не принести? Сенька встал. — Там, на кухне, све жей, кажется, привезли. — Не стоит, не хочется. А я вот с ними бы не цацкался. Лечат чего-то их, возятся. Кому это надо? Люди там, — он кивнул головой в ту сторону, где день и ночь громыхало, — из кожи лезут, держат, а эти сволочи о шкуре своей только думают. Пострелял бы их всех к чертовой матери! Дай-ка, я докурю. Сенька протянул окурок. —И знаешь, — Николай с трудом по вернул голову, чтоб увидеть Сеньку,— их сразу отличить можно. Морды воро тят, в глаза не смотрят. Чувствуют вину свою, гады. — Он вдруг засмеялся. — Вот у тебя тоже левая ладонь — совсем самострельщик. Тебя чем это? Пулей' или осколком? — Пулей, — чуть слышно ответил Сенька и побежал с котелком на кухню». Для манеры В. Некрасова, сдержан ной и точной в передаче внешних про явлений внутреннего состояния челове ка, этот диалог очень характерен остро той невольного психологического столк новения характеров. Николаю нельзя отказать в тонкой проницательности. Ничего не зная об Ахрамееве, он почувствовал в этом че ловеке возможность низкого поступка, по нескольким точным приметам он уло вил трусливую уклончивость взгляда этого человека, запятнавшего себя де зертирством. Тем показательнее его ошибка в случае с Сенькой. Ему не при ходит (и не могло прийти!) в голову, что Сенька тоже самострельщик. Ошибка Николая оказалась возможной только потому, что общий нравственный облик Сеньки, как он открылся раненому сер жанту за несколько лазаретных дней, не оставлял места для такого предположе ния. Иначе говоря, Николай, довольно точно представляя себе характер Сеньки в общем, ошибся в частности, в частно сти, которая как раз в этот момент при обрела решающую роль в определении жизненного пути Сеньки. Возможно ли такое противоречие в живом характере, которое не разгадал и не мог разгадать в общении с Сенькой раненый Николай? Да, возможно. Это противоречие таит в себе подлинный драматизм; именно поэтому читатель вслед за автором, рез ко осуждая поступок Сеньки, не может не испытывать чувства сожаления и го речи за этого неплохого по натуре своей парня, растерявшегося и проявившего преступное малодушие при первом гроз ном испытании. Драматизм ситуации рассказа В. Некрасова достигает своей высшей точки в тот момент, когда Нико лай, успевший в свою очередь крепко привязаться к Сеньке, узнает о нем всю правду. Страдающий от ран Николай пережил самую тяжелую душевную травму — разочарование в товарище. Всю искрен ность, силу и боль этого разочарования Сенька не мог не почувствовать каждой клеточкой своего сознания. Не случайно в течение всего дня с той самой минуты, когда дежурный вызвал самострельщиков к следователю, назвав и его, Сенькину, фамилию, он не смел показаться на глаза раненому товарищу. «Когда совсем стемнело. Сенька вер нулся в палатку. Он долго стоял у вхо да, прислушиваясь, что делается внутри. Потом вошел. Николай уже спал, закры вшись шинелью. Сенька принес свежей воды из кухни, лег на свою солому и всю ночь пролежал с открытыми глаза ми. Под утро он все-таки заснул. Проснулся поздно, когда все уже по завтракали. У изголовья стоял котелок каши. Николай лежал и смотрел куда- то вверх. Сенька встал. Николай даже не пошевельнулся. Сенька вышел и при нес чай. Потом тихо спросил Николая: — Кушать будешь? Николай ничего не ответил. Лежал и смотрел вверх. Целый день Сенька пролежал под ду бом. Когда вернулся, Николая уже не было. На его месте лежал другой. Коте лок с остывшей кашей, нетронутый, стоял на прежнем месте». Это молчание, этот нетронутый коте лок с кашей говорят больше, чем самые громкие слова осуждения. Сенька испы тал тяжесть, может быть, самого суро вого и высокого .суда — суда товарища, доказавшего своими ранами и своей кровью неоспоримое право на этот выс ший моральный суд. Таким образом, те ма морального осуждения трусости и ма лодушия развита В. Некрасовым с под линным пафосом и художественной си лой и доведена при этом до логического конца. Но рядом с этой темой, вернее, как продолжение и следствие ее. в рас сказе возникает тема нравственного во спитания. Преступление Сеньки стало возмож ным потому, что он как солдат мораль но не был подготовлен к войне. В труд ную минуту чувство слепого страха за глушило в нем все — и верность воин скому долгу, и чувство ответственности перед родиной, и сознание неписаных законов фронтового товарищества. Тот отрезок времени, который про шел между выстрелом в руку и гнету щим молчанием не ответившего на воп рос Николая, был для Сеньки не только периодом все более острого и отчетливо го осознания своей вины; это было так же время активного воспитания его чувств. Тех самых чувств, которые ока зались недостаточно развитыми в нем до боя. На элементарно простых, наглядных примерах, как положительных, так и отрицательных, Сенька познал подлин ные нормы поведения на войне. Первым доказательством того, что в сознании Сеньки шел глубокий внутрен ний процесс нравственного роста, слу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2