Сибирские огни, 1960, № 4
И вот здесь оказывается, что одно и то же преступление совершили два раз ных человека; мотивы, цели, внутреннее отношение к одному и тому же поступку у них резко расходятся. Ахрамеев делает все, чтобы найти себе какое-нибудь оправдание и увиль нуть от ответственности. Сеньке глубоко неприятны эти увертки, во время бесе ды с Ахрамеевым у него вдруг возникает желание ударить кулаком по его желто му морщинистому лицу. Осудив внутренне Ахрамеева, Сенька тем самым осудил и самого себя: отвра тительную сущность своего поступка он увидел обнаженной до самого корня; это стало возможным потому, что сама фило софия дезертирства субъективно была ему чуждой. Таким образом, факт преступного ма лодушия героя оказывается осужденным в рассказе В. Некрасова дважды; и с точки зрения окружающих бойцов и че рез внутреннее отношение к нему самого Сеньки. Писатель тем самым вплотную подошел к ответу на главный вопрос все го рассказа: случаен ли тяжкий просту пок Сеньки или он закономерно вытека ет из всей его нравственной сущности, всей логики его жизненного поведения. Для писателя это немаловажный воп рос, ибо речь здесь идет совсем не о том, можно ли «оправдать умышленно прострелившего себе руку труса и пани кера» (И. Шевцов), — в этом отноше нии для В. Некрасова' нет двух отве тов, — речь идет о потенциях, возможно стях человеческого характера. В случае с Ахрамеевым все ясно. Пре ступление явилось здесь закономерным итогом его жизненной «философии» и практики. В случае с Сенькой дело об стоит иначе. Этот паренек задумался над преступлением только после того, как совершил его. От этого вина его не становится меньше, но то обстоятельст во, что Сенька почувствовал приливы острого стыда за совершенное, что он ощутил ложь всех «оправданий», кото рые подсказал ему Ахрамеев, свидетель ствует, что в его натуре были заложены и другие, здоровые начала, заглушен ные и парализованные во время бом бежки приступом страха. Анализируя естественно развертыва ющиеся события, В. Некрасов показал, что эти здоровые начала не только зало жены в характере Сеньки как возмож ность, но что они могут проявиться и в действии, в поступках, противополож ных тому, за который его по всей спра ведливости закона следует судить. Решающее, переломное значение в этом смысле имеет встреча Сеньки с ра неным сержантом-разведчиком Никола ем. В сюжетном построении рассказа этот эпизод составляет как бы логическую противоположность эпизоду с Ахрамее вым; характер Сеньки здесь выявляется через живое, динамичное соотношение с героической натурой, с человеком, пове дение которого может служить образцом воинского мужества. Оказавшись в одной палатке с тяже лоранеными, где никто не знал об его истинном положении, Сенька всей ду шой привязался к Николаю, добровольно став его лазаретной няней. В общении с Николаем Сенька получает положитель ный урок мужества. Худенький, хлипкий на вид сержант, оказывается, успел от личиться еще на финской войне, где он был награжден орденом Красной Звез ды. Вместе с армией он прошел путь от самой границы, трижды был ранен, а заветная его мечта — опять вернуться в часть. Здоровый, крепко сложенный Сенька, бросавший на учениях гранату дальше самого командира батальона, ухаживая за Николаем, не может не сравнивать себя с этим худеньким, хлипким сер жантом (совсем еще «пацаном», как оп ределил про себя Сенька), а это сравне ние логически подводит его к мысли, что геройство — это вовсе не удел ка ких-то особых людей, что геройство дос тупно каждому человеку, а значит и ему, Сеньке. Не случайно в своих мечтах Сенька уже чувствует себя способным на геройский поступок. «Больше всего в жизни ему хотелось сейчас быть у Николая помкомвзводом. Ох, как бы он у него работал!.. И обя зательно бы сделал что-нибудь герой ское. Так, чтобы все о нем заговорили. И орден бы ему дали. И чтоб обяза тельно геройский этот поступок на гла зах у Николая был сделан. Или нет, на оборот. Он придет потом, после герой ского поступка, к Николаю, а на гру ди— «Красное Знамя». Конечно, лучше. И Николай спросит его: «За что орден получил, Сенька?» А он небрежно так. закуривая, скажет; «За что дают, за то и получил». В мечтах Сенька повторяет поступки и даже слова Николая, который стал для него образцом того, как надо себя вес ти и держаться, а в действительности... А в действительности Сенька пока всего лишь самострельщик, находящийся на излечении перед судом. Во время пребывания в лазарете Сенька настойчиво гонит от себя мысли о случившемся, — они слишком тяжелы и неприятны для него, — а в своем по вседневном общении с ранеными бойца ми он настолько прост, искренен, ясен, что никому не приходит в голову, что этот добродушный, открытый парень мог совершить тягчайшее на войне пре ступление. Мало того, именно с Сенькой Николай поделился своими сомнениями относительно лежавшего рядом с ним Ахрамеева: « А ты знаешь, — помолчав сказал Николай, — по-моему, тот, что рядом -с тобой лежит, самострельщик. Вид у не го какой-то такой. Может быть, — неопределенно сйа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2