Сибирские огни, 1960, № 4
подтверждением торжества большого ис кусства над самыми трагическими об стоятельствами человеческой истории XX века. Истории, омраченной двумя мировыми войнами, разразившимися на протяжении жизни одного поколения. И не случайно Хемингуэй — большой художник этого именно поколения, по трясенного мировой катастрофой, дваж ды обрушившейся на человечество, то же оставил свой след в душе молодень кого солдата, сражавшегося за Сталин град. А Лешка, по свидетельству В. Не красова, оставил на недочитанном томи ке рассказов Хемингуэя следы своей, пролитой в бою, крови. Война по-новому открыла В. Некра сову душу простого человека. Писатель с неослабевающим интересом вгляды вается в лица людей, вместе с которы ми прошел его путь, и находит все новые и новые свидетельства нравственного возмужания советского человека на вой не. Этот массовый и в то же время ис ключительно индивидуальный процесс характерен для армии народа, ведущего справедливую войну, осознающего са мые глубокие ее мотивы и цели. Тема настоящего мужества, рождаю щегося в трудных обстоятельствах, му жества, овладевающего сознанием са мых обыкновенных людей, проходит че рез все последние рассказы В. Некра сова о войне («Рядовой Лютиков», «Сенька», «Судак»). Своей подчеркнуто полемической по зицией В. Некрасов нередко «сердит» критику, особенно догматическую, при выкшую к шаблонным решениям и твердым, ею же установленным литера турным канонам. В статье «Эпос народ ного подвига» Иван Шевцов в свое время заявил: «В недавно опубликованном расска зе «Сенька» В. Некрасов пытается оп равдать умышленно прострелившего се бе руку труса и паникера. А затем, что бы реабилитировать своего героя, автор заставляет его совершить подвиг. Но в такой подвиг читатель не верит, потому что это противоречит жизни, всей логи ке характера персонажа и природе во инского подвига» («Литературная газе та», 20 февраля 1958 г.). В лицо советскому писателю Иван Шевцов бросил оскорбительное обвине ние в попытке оправдать дезертирство— не больше и не меньше! Обвинения та кого рода носят собственно внелитера- турный характер, что, очевидно, не очень смущает критика. Между тем, не лепость злоумышлений, приписанных В. Некрасову, очевидна для каждого, кто внимательно читал рассказ. Ситуация рассказа «Сенька», очень четко и последовательно развернутая В. Некрасовым, не оставляет места ни для каких кривотолков. Молодой, еще не обстрелянный, восемнадцатилетний солдат Сенька совершил тяжкое пре ступление. После многочасовой бомбеж ки, подавленный страхом, плохо сознавая значение и последствия своего поступ ка, он прострелил себе руку. С этого эпизода начинается рассказ. В. Некра сов точно обрисовал и объяснил психо логическое состояние героя, ничуть не оправдывая его поступка по существу. Напротив, этот поступок получает в рас сказе всестороннее и глубоко мотивиро ванное моральное осуждение. По справедливо-суровым военным за конам Сенька должен предстать перед судом и понести наказание. Но уже до этого официального суда герой получа ет целую серию уроков своеобразной фронтовой этики, уроков тем более жест ких, что они были преподаны ему самой жизнью. В сознании Сеньки — интеллектуаль но не очень развитого парня — все бо лее отчетливо начинает вырисовываться вся неприглядность, постыдность совер шенного им поступка. Истинная мера собственной вины обнажается перед Сенькой под воздействием самых разных событий и впечатлений, последовавших за малодушным выстрелом в руку. Из подчеркнуто-отчужденного отношения младшего сержанта, доставившего его в медсанбат, доктора, сделавшего ему пе ревязку, старшины, который еще вчера заботился о нем, лейтенанта, записавше го на листках все необходимые о нем сведения, Сенька с необыкновенной ост ротой почувствовал, что он уже не как все, что эти люди — его вчерашние то варищи — имеют право на глубокое и нескрываемое презрение к нему. Это единодушное и открытое осужде ние окружающих, перенесших те же опасности, что и он, Сенька, служит пер вым уроком и первым актом морального возмездия, справедливость которого он должен молча признать. Как истинный художник. В. Некрасов стремится дать всесторонний анализ воз никшей психологической ситуации; отно шение Сеньки к своему поступку прове ряется не только через соприкосновение героя с людьми, перед которыми он ви новат и которые выступают перед ним в роли коллективного судьи, но также и через отношение с персонажем, находя щимся в таком же положении, как и он сам. Встреча Сеньки в палатке с другим самострельщиком Ахрамеевым имеет в этой связи особое значение для правиль ного и точного уяснения мысли всего рассказа. Ахрамеев тоже выстрелил се бе в руку, но он пошел на преступление вполне сознательно и расчетливо, этот самострельщик все знает — и меру на казания, и срок суда, и приемы само- стреляния. На суде он еще надеется «отбрехаться». К совершенному преступ лению Ахрамеев относится с циничным бесстыдством; в Сеньке он надеется найти человека, вполне оправдывающего и разделяющего мотивы своего шкурни ческого поведения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2