Сибирские огни, 1960, № 4
л. н и н о в Судьба человека, судьба поколения 1 Старейший советский поэт Николай Асеев пожелал в «Литературной газете» доброго пути начинающему поэту Ана толию Передрееву. Небольшую подборку стихов молодого автора открывает суро вое и сильное стихотворение. Оно назы вается «Три старших брата»... Три старших брата было у меня. Остались в сердце только имена. Остались три портрета на стене — Убиты братья на большой войне. Один упал под снежною Москвой, Другой — на сталинградской мостовой, А третий пал к победе на пути... И каждый не дожил до двадцати. Безмолвны три портрета на стене. Идут года. Уже за двадца-Гь мне. Но боль моя острей день ото дня— Три старших брата было у меня! Для молодого человека, стоящего се годня на пороге самостоятельной жизни, события второй мировой войны уже не могут быть предметом личных воспоми наний. Ее скорбные картины не могли сохраниться в его памяти. Ведь со дня окончания войны минуло ровно пятнад цать лет... Но война не прошла мимо его судьбы. Военный ураган, подхвативший миллио ны человеческих жизней, так глубоко потряс самые основы бытия народа, его сознание и чувства, что нет, пожалуй, ни одной советской семьи, которая ос талась бы в стороне от великих всена родных испытаний. Старшие современники тех, кто сегод ня еще не дожил до двадцати, узнали войну на собственном опыте. Она опали ла их детство и юность, заставила очень рано повзрослеть, резко выявила и сформировала основные черты характе ра. Будущее этой юности завоевали отцы и матери, вынесшие на своих , плечах главную тяжесть войны. Именно он» встретили войну в строю поколения, которому история уготовила защитить. Москву, отстоять Сталинград и штур мом взять Берлин. И о том, как это бы ло, что пережили и перечувствовали лю ди между первым и последним актом> великой исторической драмы, никому не дано сказать лучше, чем ее непос редственным участникам. О Великой Отечественной войне на писано уже немало прекрасных книг. Советская литература может по праву гордиться теми поистине выстраданны ми, талантливейшими произведениями, которые были созданы нашими писате лями по горячим следам событий. «Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огруб лять. опрощать литературу, укладывать ее в узкую щель окопа. Но воюющий на род, находя в себе все больше и больше нравственных сил в кровавой и беспо щадной борьбе, где только победа или смерть, — все настоятельнее требует от своей литературы больших слов. И со ветская литература в дни войны стано вится истинно народным искусством, го лосом героической души народа. Она на ходит слова правды, высокохудожест венные формы и ту божественную меру, которая свойственна народному искус ству. Пусть это только начало. Но это начало великого». Слова эти были сказаны Алексеем Толстым в грозном 1942 году, когда только зарождалась и складывалась тра диция, питающая живой литературный поток, который, не иссякая, бьет до сих пор. Первые послевоенные годы явились важным этапом в разработке большой темы народного подвига в дни войны. Пришло время итогов, и писатели отве тили на эту потребность времени. Про изведения А. Фадеева. М. Шолохова, И. Эренбурга, В. Катаева. В. Гроссмана,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2