Сибирские огни, 1960, № 4

•ему мастерством пропагандиста в легаль­ ных формах, отобрал якутские поговор­ ки и песни, сказки и былины, прослав­ ляющие мирный труд, мужество, честь и любовь простого народа, в то же время показал и сатирические образцы фольк­ лора, обличающие социальные пороки якутских богатеев, высмеивающие всяко­ го рода эксплуататоров трудового на­ рода. Таким образом, по идейному содержа­ нию «Верхоянский сборник» является в своей основе памятником прогрессивной, демократической культуры якутского на­ рода, сумевшего в недрах патриархаль­ но-феодального строя воплотить в поэти­ ческих образах свою вековую мечту о свободной и счастливой жизни. Тщательный отбор материалов «Сбор­ ника» является наглядным примером то­ го, насколько результаты научного тру­ да неотделимы от мировоззрения учено­ го. К сожалению, изданный более полуве­ ка н а за д 1 русский текст «Верхоянского сборника» подвергся невежественной ре­ дакторской правке. На это указывал вскоре после выхода «Сборника» акад. Э . .Пекарский. Сверяя печатный текст с подлинником рукописи Худякова, Пекар­ ский пришел к выводу, что «изданный «Верхоянский сборник» не имеет за со­ бой даже достоинства точной копии под­ линного русского текста Худякова». «Было бы в высшей степени желательно, — продолжает академик Пекарский, чтобы русский текст «Сборника», тща­ тельно проверенный и проредактирован­ ный, был издан вновь параллельно с якутским текстом. Тогда издание вполне соответствовало бы научным требовани­ ям, предъявляемым к подобного рода сборникам» 2. Думается, что это справедливое поже­ лание выдающегося ученого, высказан­ ное также более полувека назад, давно следовало бы осуществить якутским фольклористам и снабдить новое издание «Сборника» подробным очерком жизни и деятельности Худякова. Это тем более важно, что так же, как и русский пере­ вод, так и якутские тексты «Сборника», изданные в 1913 году во II томе «Образ­ цов народной литературы якутов» (на академическом алфавите), представляют в наши дни библиографическую редкость. Между тем, время показало, что мно­ гое из того, что собрано Худяковым, жи­ вет. Музыкальный театр советской Якутии именно из «Верхоянского сборника» по­ черпнул поэтический сюжет для первого 1 Записки Вост. Сиб. отд. ИРГО, в. 3, Иркутск, 1890 («Верхоянский сборник»). 2 Известия Вост. Сиб. отд. ИРГО, т. 26, № 4—5, Ирк., 1896, стр. 202, 205. якутского балета «Полевой цветок», на­ писанного композиторами М. Жирковым и Г. Литинским на либретто Д. Сивцева по мотивам сказки «Маленькая старуш­ ка с пятью коровами». Постановкой это­ го спектакля музыкальный театр-студия в 1947 году успешно положил начало якутскому национальному балету. А сколько еще прекрасных сюжетов можно найти среди поэтического богатства «Вер­ хоянского сборника»! Жизнь в изгнании, напряженная ра­ бота, бесконечные лишения и страдания привели Худякова к психическому забо­ леванию. Болезнь началась в 1872 году, но только в 1875 г. удалось убедить на­ чальство, что «государственный преступ­ ник» не симулирует. Перевезенный мате­ рью в Иркутскую психиатрическую ле­ чебницу, Иван Александрович умер здесь 19 сентября 1876 года. Похоронен Худя­ ков в общей яме тюремного кладбища, и следов его могилы не сохранилось. Верхоянцы долго помнили своего не­ вольного друга. Об этом писал В. П. Но­ гин, сосланный в Верхоянск в 1912 го­ ду: «Первым государственным ссыльным в Верхоянск, о котором сохранилась па­ мять у местных жителей, был известный этнограф Иван Александрович Худяков... Содержался он в Верхоянске очень стро­ го; населению было запрещено знако­ миться с ним, но, несмотря на это, Худя­ ков украдкой обучал, мальчиков грамо­ те» *. Смерть Худякова с глубокой скорбью была воспринята демократической обще­ ственностью России. В некрологе, помещенном в загранич­ ном журнале «Вперед», было написано: «Еще прибавилась новад могила к числу могил борцов за русский народ... Его имя осталось и останется почетно в рядах русских революционных деятелей, как одного из самых искусных пропаганди­ стов революции в России под цензурною формою, как одного из самых энергиче­ ских деятелей и организаторов в эпоху, когда основы русской революционной программы едва вырабатывались» 2. Так прожил свою жизнь талантливый этнограф, фольклорист и литератор-рево­ люционер И. А. Худяков. Нам кажется, что настало время соб­ рать его интересное наследие, объеди­ нив все произведения в одном издании для того, чтобы наша молодежь имела возможность изучать труды и жизненный опыт одного из замечательных предста­ вителей русской революционно-демокра­ тической интеллигенции. Это будет луч­ шим актом уважения памяти Й. А. Ху­ дякова. 1 В. Ногин. На полюсе холода. М., 1919, стр., 150-151. 2 Газ. «Вперед», 1876, № 46. стр. 723—724. 2 1 . Сибирские огни № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2