Сибирские огни, 1960, № 4
•ему мастерством пропагандиста в легаль ных формах, отобрал якутские поговор ки и песни, сказки и былины, прослав ляющие мирный труд, мужество, честь и любовь простого народа, в то же время показал и сатирические образцы фольк лора, обличающие социальные пороки якутских богатеев, высмеивающие всяко го рода эксплуататоров трудового на рода. Таким образом, по идейному содержа нию «Верхоянский сборник» является в своей основе памятником прогрессивной, демократической культуры якутского на рода, сумевшего в недрах патриархаль но-феодального строя воплотить в поэти ческих образах свою вековую мечту о свободной и счастливой жизни. Тщательный отбор материалов «Сбор ника» является наглядным примером то го, насколько результаты научного тру да неотделимы от мировоззрения учено го. К сожалению, изданный более полуве ка н а за д 1 русский текст «Верхоянского сборника» подвергся невежественной ре дакторской правке. На это указывал вскоре после выхода «Сборника» акад. Э . .Пекарский. Сверяя печатный текст с подлинником рукописи Худякова, Пекар ский пришел к выводу, что «изданный «Верхоянский сборник» не имеет за со бой даже достоинства точной копии под линного русского текста Худякова». «Было бы в высшей степени желательно, — продолжает академик Пекарский, чтобы русский текст «Сборника», тща тельно проверенный и проредактирован ный, был издан вновь параллельно с якутским текстом. Тогда издание вполне соответствовало бы научным требовани ям, предъявляемым к подобного рода сборникам» 2. Думается, что это справедливое поже лание выдающегося ученого, высказан ное также более полувека назад, давно следовало бы осуществить якутским фольклористам и снабдить новое издание «Сборника» подробным очерком жизни и деятельности Худякова. Это тем более важно, что так же, как и русский пере вод, так и якутские тексты «Сборника», изданные в 1913 году во II томе «Образ цов народной литературы якутов» (на академическом алфавите), представляют в наши дни библиографическую редкость. Между тем, время показало, что мно гое из того, что собрано Худяковым, жи вет. Музыкальный театр советской Якутии именно из «Верхоянского сборника» по черпнул поэтический сюжет для первого 1 Записки Вост. Сиб. отд. ИРГО, в. 3, Иркутск, 1890 («Верхоянский сборник»). 2 Известия Вост. Сиб. отд. ИРГО, т. 26, № 4—5, Ирк., 1896, стр. 202, 205. якутского балета «Полевой цветок», на писанного композиторами М. Жирковым и Г. Литинским на либретто Д. Сивцева по мотивам сказки «Маленькая старуш ка с пятью коровами». Постановкой это го спектакля музыкальный театр-студия в 1947 году успешно положил начало якутскому национальному балету. А сколько еще прекрасных сюжетов можно найти среди поэтического богатства «Вер хоянского сборника»! Жизнь в изгнании, напряженная ра бота, бесконечные лишения и страдания привели Худякова к психическому забо леванию. Болезнь началась в 1872 году, но только в 1875 г. удалось убедить на чальство, что «государственный преступ ник» не симулирует. Перевезенный мате рью в Иркутскую психиатрическую ле чебницу, Иван Александрович умер здесь 19 сентября 1876 года. Похоронен Худя ков в общей яме тюремного кладбища, и следов его могилы не сохранилось. Верхоянцы долго помнили своего не вольного друга. Об этом писал В. П. Но гин, сосланный в Верхоянск в 1912 го ду: «Первым государственным ссыльным в Верхоянск, о котором сохранилась па мять у местных жителей, был известный этнограф Иван Александрович Худяков... Содержался он в Верхоянске очень стро го; населению было запрещено знако миться с ним, но, несмотря на это, Худя ков украдкой обучал, мальчиков грамо те» *. Смерть Худякова с глубокой скорбью была воспринята демократической обще ственностью России. В некрологе, помещенном в загранич ном журнале «Вперед», было написано: «Еще прибавилась новад могила к числу могил борцов за русский народ... Его имя осталось и останется почетно в рядах русских революционных деятелей, как одного из самых искусных пропаганди стов революции в России под цензурною формою, как одного из самых энергиче ских деятелей и организаторов в эпоху, когда основы русской революционной программы едва вырабатывались» 2. Так прожил свою жизнь талантливый этнограф, фольклорист и литератор-рево люционер И. А. Худяков. Нам кажется, что настало время соб рать его интересное наследие, объеди нив все произведения в одном издании для того, чтобы наша молодежь имела возможность изучать труды и жизненный опыт одного из замечательных предста вителей русской революционно-демокра тической интеллигенции. Это будет луч шим актом уважения памяти Й. А. Ху дякова. 1 В. Ногин. На полюсе холода. М., 1919, стр., 150-151. 2 Газ. «Вперед», 1876, № 46. стр. 723—724. 2 1 . Сибирские огни № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2