Сибирские огни, 1960, № 4
границей. Интересно, что Герцен обучал по этой книге свою дочь Лизу. В письме к Н. Огареву Герцен писал: «Я ей чи тал и объяснял «Самоучитель» Худяко ва — превосходно составленный учебник, т. е. из ряда вон» '. Другая книга Худякова — «Древняя Русь» (допетровский период), вышла уже без разрешения цензуры и без имени автора. В ней со всей определенностью подчеркивалась роль народа, как един ственной активной, движущей силы исто рии. Во вступительной статье Худяков обращает внимание на то, что «история народа еще только начинается; до сих пор народ успел только заготовить колы бель будущей истории от Балтийского моря до Камчатки, а история должна по вести его далеко» 2. Не упоминая даже имен князей и мо нархов, автор приводит примеры борьбы крестьян с поработителями — воеводами и боярами. В тексте книги цитируется запрещенный документ: «Слово о прав де», направленный в свое время против царя Алексея Михайловича. Касаясь отношения народа к религии, Худяков говорит, что «толпа была до вольно равнодушна к церкви; многие на исповеди утаивали свои грехи, а потом хвастались: «что мы за дураки такие, что станем попу сознаваться». Перечисляя факты жестокости, неве роятного взяточничества и стяжательства царских воевод и чиновников, Худяков добавлял: «Вследствие всех этих притес нений народ находился в очень напря женном состоянии. Достаточно было нич тожного слуха, чтобы вызвать восста ние». С особой теплотой говорится о беглых и «разбойных» людях, а о Степа не Разине сказано, что «атаман и его удальцы сделались предметом многочис ленных песен, народ до сих пор с лю бовью рассказывает о нем разные пре дания». Идейная концепция «Древней Руси», опираясь на материалистическое понима ние истории, вместе с тем со всей полно той отражала социальные иллюзии на родников 60-х годов, их веру в «кресть янский» социализм, в возможность «пе реубедить» общество и государство. Для Худякова, так же как и для других его единомышленников, это было совершен но естественно и неизбежно, так как «в основе доктрины лежало чисто мифиче ское представление об особом (общин ном) укладе крестьянского хозяйства»3, не было ясного понимания законов клас совой борьбы. Но все же эта книга Худя кова была прогрессивным явлением в современной исторической и политиче ской литературе России, в ней звучал пафос решительного протеста против фе одальной тирании царизма, звучал гнев 1 А. И. Герцен. Полное собрание сочинений. ГИЗ, 1923, стр. 336—337. 2 Цит. по перепечатанному изданию 1867 г. 3 В. И. Ленин, т. 1, стр. 175. ный голос бунтаря, зовущего к восстанию. На этот раз полицейские власти ока зались расторопнее. Почти весь тираж (около 2000) книги «Древняя Русь» был немедленно арестован и также предан ог ню, как «Самоучитель». Уцелело только несколько экземпляров этого первого из дания. Но через год — в 1867 г.. когда Худяков уже был в ссылке, «Древняя Русь» вновь появилась на свет, переиз данная друзьями автора. Зимой 1866 года И. А. Худяков был сослан в Верхоянск. Труден и мучителен был его путь на Север. Достигнув конца своего «путешествия», Худяков сразу стал писать автобиографические записки. В последних строках этих записок, за конченных 10 декабря 1867 года, мы чи таем: «Положение мое в Верхоянске без денег. Мысль, однако, не поддается ни какому ограничению... Человек, способ ный чувствовать, поймет, какие тяжелые чувства должны сопровождать мою жизнь, и потому я часто повторяю мыс ленно желание Михайлова, обращенное к молодой России: Будь борьба успешней ваша, — Встреть в бою победа вас, И минуй вас эта чаша. Отравляющая нас!» *. Кстати, хорошо если бы записки Ху дякова вновь увидели свет. В советское время его «Опыт автобиографии» был из дан в 1930 г. под названием «Записки каракозовца». С тех пор эта волнующая исповедь бесстрашного подвижника 60-х годов стала библиографической редко стью. Нет сомнения в том, что новое из дание «Записок» нашло бы теперь сво его массового читателя среди нашей мо лодежи. Несмотря на то, что молодому ученому пришлось «жить с телятами, по целым неделям голодать»2, глубокой ве рой в будущее проникнуты его мысли. Этот революционный дух дал силу 25- летнему юноше начать создавать в тяже лейших условиях тот прекрасный труд, который навсегда связал его имя с пер вым серьезным опытом собирания на родной литературы якутов. За время пребывания в Верхоянске Худяков не только научился якутскому языку, он на писал большой очерк о Верхоянском ок руге, составил якутскую грамматику и, наконец, — самое главное, — записал и собрал знаменитый «Верхоянский сбор ник» на якутском и русском языках. Строго соблюдая свой принцип изуче ния народной поэзии в неразрывной свя зи всех ее видов и жанров, Худяков объединил в «Верхоянском сборнике» все разнообразие якутского фольклора— от пословиц, загадок и лирических песен до такого большого олонхо, как «Хан- Джаргистай». Но есть еще одна особен ность «Верхоянского сборника», которая до сих пор остается в тени: это его идей ное содержание. Худяков, с присущим 1 Опыт автобиографии, стр. 182—183. 2 Опыт автобиографии, стр. 182.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2