Сибирские огни, 1960, № 4

ликорусские сказки» или «Загадки»1, Ху­ дяков проявил удивительное умение от­ бирать крестьянский и городской фольк­ лор определенной социальной направлен­ ности, и именно этот фактор всегда опре­ деляет идейное содержание каждой ра­ боты Худякова. В этом отношении он является убежденным последователем своих великих учителей, показав на прак­ тике, что наука, к каким бы отраслям знаний она ни относилась, должна преж­ де всего служить интересам народных масс. В своей автобиографии Худяков вполне ясно говорит об этом: «Археоло­ ги возмущали меня своим равнодушием к насущным потребностям народа. Мало того, некоторые из них прямо брали на себя обязанности III отделения». Несмотря на свою молодость, Худяков стал довольно быстро входить в среду признанных деятелей науки. Через год после приезда в Петербург — в 1863 го­ ду Географическое общество поручило ему составить обширное собрание рус­ ских загадок на основе материалов, имев­ шихся в обществе. За успешное заверше­ ние работы, которая была издана в «Эт­ нографическом сборнике» (вып. IV), Ху­ дякову была присуждена в 1863 году се­ ребряная медаль и он был принят в чле­ ны-сотрудники Географического общест­ ва. Среди работ Худякова периода 1864—■ 1866 гг., пожалуй, две книги представля­ ют наибольший интерес с точки зрения их научного и пропагандистского значе­ ния. Первая из них «Самоучитель для на­ чинающих обучаться грамоте» с 9 рисун­ ками и картой земного шара (Спб., 1865 г.); вторая— «Древняя Русь» (пер­ вое издание в начале 1866 г. без разре­ шения цензуры и указания автора, вто­ рое такое же в 1867 году). «Самоучитель» — книжка небольшого объема была написана для простых лю­ дей труда. Начиналась она с азбуки, за­ тем складывались отдельные слова. Следующий раздел представлял собра­ ние пословиц, распределенных по темам: Артель, Грамота, Любовь, Правда, Ум, Ханжество, Честь и т. п. Выбор посло­ виц отличался неприкрытой тенденцией: р а б о т н и к у к о п е й к а , а п о д р я д ­ ч и к у р у б л ь ; б о л ь ш е т о й л ю б ­ в и н е б ы в а е т , к а к д р у г з а д р у ­ г а у м и р а е т ; п р а в д а с в е т л е е с о л н ц а ; к т о м н о г о в р е т , т о т м н о г о б о ж и т с я . . . и т. п. Дальше были напечатаны стихи. Н. Добролюбова «Жалоба ребенка» и И. Никитина «Сеятель». Вслед за этим начинался основной раздел, составленный из 12 рассказов о законах природы, о развитии раститель­ * В I, II и I I I выпуски «Великорусских сказок» вошло 122 произведения. В первом сборнике « З а ­ гадок» (1861) — 731 загадка, во втором (1864) — 1705 загадок. Большинство сказок и более 300 загадок записаны самим Худяковым. ного и животного мира, об истории чело­ веческого общества. Рассказывая о све­ те и звуке, солнце и звездах, о растени­ ях и животных, автор популярно изла­ гал основные понятия о материальности мира. В последнем рассказе — «Обществен­ ная жизнь человека» — Худяков, разъ­ ясняя, что «новые государства образовы­ вали народы», доказывал, что «страна может разбогатеть только тогда, когда все будут заняты... действительно полез­ ным делом». Выход «Самоучителя» из печати про­ извел огромное впечатление во многих кругах Петербурга. Разночинная моло­ дежь сразу же взяла его на «вооруже­ ние» для работы среди народа. Полицей­ ские власти и придворная клика спохва­ тились, когда книга уже продавалась. Ос­ таток тиража был конфискован и сож­ жен. В записке Александру II по делу Ка­ ракозова от 9 июля 1866 г. Муравьев писал в связи с этим о Худякове: «В ис­ ходе 1865 года он издал книгу под на­ званием «Самоучитель», пропущенную цензурой. В этой книге проводились в виде рассказов и изучения грамотности самые зловредные мысли с целью раз­ вратить молодое поколение. Книга разо­ шлась в 2 тысячи экземпляров по самой дешевой цене»1. Иного мнения об этой и других подоб­ ных книжках Худякова были его товари­ щи по борьбе с царизмом. Среди их вос­ поминаний есть интересные подробности: «Маленькая хрестоматия «Самоучитель», — писал Г. Лопатин, — была подобрана таким образом, что оставляла в читателе, даже без подсказываний учителя, поря­ дочный запас горечи и недовольства и легко шевелила мысль в критическом на­ правлении по отношению к современной жизни. Все лица, преподававшие в на­ родных школах по книжкам Худякова (а таких лип было не мало), единогласно уверяли меня в их чрезвычайной успеш­ ности и в необыкновенной любви, с кото­ рой относились к этим книжкам и мало­ летние и взрослые ученики...» 2 Сам Худяков придавал большое значе­ ние созданию «Самоучителя», по-видимо­ му, считая эту книгу своим посильным вкладом в общее дело борьбы. Подводя итоги своей жизни в Петер­ бурге, Худяков писал: «Единственное хорошее дело, которое мне удалось сде­ лать за это время, было издание «Само­ учителя»... книга была написана так, что возбуждала интерес к естественным нау­ кам, изменяла весь строй миросозерца­ ния читателя — и я был доволен этим» 3. Несмотря на уничтожение остатков ти­ ража, «Самоучитель» попал не только в разные города России, но оказался и за 1 См. журн. «Заветы», 1914, № 6, цит. статья, стр. 90. 2 Газ. «Вперед». Лондон, 1876, № 47. 3 Опыт автобиографии, стр. 94.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2