Сибирские огни, 1960, № 4
ликорусские сказки» или «Загадки»1, Ху дяков проявил удивительное умение от бирать крестьянский и городской фольк лор определенной социальной направлен ности, и именно этот фактор всегда опре деляет идейное содержание каждой ра боты Худякова. В этом отношении он является убежденным последователем своих великих учителей, показав на прак тике, что наука, к каким бы отраслям знаний она ни относилась, должна преж де всего служить интересам народных масс. В своей автобиографии Худяков вполне ясно говорит об этом: «Археоло ги возмущали меня своим равнодушием к насущным потребностям народа. Мало того, некоторые из них прямо брали на себя обязанности III отделения». Несмотря на свою молодость, Худяков стал довольно быстро входить в среду признанных деятелей науки. Через год после приезда в Петербург — в 1863 го ду Географическое общество поручило ему составить обширное собрание рус ских загадок на основе материалов, имев шихся в обществе. За успешное заверше ние работы, которая была издана в «Эт нографическом сборнике» (вып. IV), Ху дякову была присуждена в 1863 году се ребряная медаль и он был принят в чле ны-сотрудники Географического общест ва. Среди работ Худякова периода 1864—■ 1866 гг., пожалуй, две книги представля ют наибольший интерес с точки зрения их научного и пропагандистского значе ния. Первая из них «Самоучитель для на чинающих обучаться грамоте» с 9 рисун ками и картой земного шара (Спб., 1865 г.); вторая— «Древняя Русь» (пер вое издание в начале 1866 г. без разре шения цензуры и указания автора, вто рое такое же в 1867 году). «Самоучитель» — книжка небольшого объема была написана для простых лю дей труда. Начиналась она с азбуки, за тем складывались отдельные слова. Следующий раздел представлял собра ние пословиц, распределенных по темам: Артель, Грамота, Любовь, Правда, Ум, Ханжество, Честь и т. п. Выбор посло виц отличался неприкрытой тенденцией: р а б о т н и к у к о п е й к а , а п о д р я д ч и к у р у б л ь ; б о л ь ш е т о й л ю б в и н е б ы в а е т , к а к д р у г з а д р у г а у м и р а е т ; п р а в д а с в е т л е е с о л н ц а ; к т о м н о г о в р е т , т о т м н о г о б о ж и т с я . . . и т. п. Дальше были напечатаны стихи. Н. Добролюбова «Жалоба ребенка» и И. Никитина «Сеятель». Вслед за этим начинался основной раздел, составленный из 12 рассказов о законах природы, о развитии раститель * В I, II и I I I выпуски «Великорусских сказок» вошло 122 произведения. В первом сборнике « З а гадок» (1861) — 731 загадка, во втором (1864) — 1705 загадок. Большинство сказок и более 300 загадок записаны самим Худяковым. ного и животного мира, об истории чело веческого общества. Рассказывая о све те и звуке, солнце и звездах, о растени ях и животных, автор популярно изла гал основные понятия о материальности мира. В последнем рассказе — «Обществен ная жизнь человека» — Худяков, разъ ясняя, что «новые государства образовы вали народы», доказывал, что «страна может разбогатеть только тогда, когда все будут заняты... действительно полез ным делом». Выход «Самоучителя» из печати про извел огромное впечатление во многих кругах Петербурга. Разночинная моло дежь сразу же взяла его на «вооруже ние» для работы среди народа. Полицей ские власти и придворная клика спохва тились, когда книга уже продавалась. Ос таток тиража был конфискован и сож жен. В записке Александру II по делу Ка ракозова от 9 июля 1866 г. Муравьев писал в связи с этим о Худякове: «В ис ходе 1865 года он издал книгу под на званием «Самоучитель», пропущенную цензурой. В этой книге проводились в виде рассказов и изучения грамотности самые зловредные мысли с целью раз вратить молодое поколение. Книга разо шлась в 2 тысячи экземпляров по самой дешевой цене»1. Иного мнения об этой и других подоб ных книжках Худякова были его товари щи по борьбе с царизмом. Среди их вос поминаний есть интересные подробности: «Маленькая хрестоматия «Самоучитель», — писал Г. Лопатин, — была подобрана таким образом, что оставляла в читателе, даже без подсказываний учителя, поря дочный запас горечи и недовольства и легко шевелила мысль в критическом на правлении по отношению к современной жизни. Все лица, преподававшие в на родных школах по книжкам Худякова (а таких лип было не мало), единогласно уверяли меня в их чрезвычайной успеш ности и в необыкновенной любви, с кото рой относились к этим книжкам и мало летние и взрослые ученики...» 2 Сам Худяков придавал большое значе ние созданию «Самоучителя», по-видимо му, считая эту книгу своим посильным вкладом в общее дело борьбы. Подводя итоги своей жизни в Петер бурге, Худяков писал: «Единственное хорошее дело, которое мне удалось сде лать за это время, было издание «Само учителя»... книга была написана так, что возбуждала интерес к естественным нау кам, изменяла весь строй миросозерца ния читателя — и я был доволен этим» 3. Несмотря на уничтожение остатков ти ража, «Самоучитель» попал не только в разные города России, но оказался и за 1 См. журн. «Заветы», 1914, № 6, цит. статья, стр. 90. 2 Газ. «Вперед». Лондон, 1876, № 47. 3 Опыт автобиографии, стр. 94.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2