Сибирские огни, 1960, № 4
сят ему организаторы тайного книгопе чатания. Осенью 1862 года Худяков приехал в Петербург. «Трудно представить себе бо лее бедственную жизнь чем та, которую я провел в течение второго полугодия 1862 года, — вспоминал он.— Квартира состояла из небольшой перегородки в кухне... по целым дням приходится си деть совершенно голодным; в продолже ние пяти месяцев я обедал не более двух раз и то в гостях»1. В Петербургском университете Худя кову учиться не удалось. Когда же неко торое время спустя он поехал в Казань сдавать кандидатскую диссертацию, часть местной профессуры отнеслась к нему настолько тенденциозно, что по следний экзамен (по греческому языку) у него не приняли. Не желая унижаться перед комиссией, Худяков уехал обратно в Петербург, так и оставшись в офици альном звании «домашнего учителя». Петербургский период жизни Худяко ва явился для него наиболее интенсив ным и плодотворным. Несмотря на мате риальные лишения, он с юношеским жа ром отдается научной и литературной работе. К сожалению, до сих пор еще не учте ны все труды Худякова, издававшиеся с 1860 года в Москве, а затем в Петербур ге. Отдельные его брошюры, статьи, книжки рассеяны в различных изданиях и, несомненно, нуждаются в специаль ном исследовании и систематизации. Заветной мечтой Худякова было созда ние постоянного этнографического и фоль клорного журнала. И сразу же по при езде в Петербург он обращается в цен зурный комитет с просьбой разрешить ему издавать с ноября 1862 года повре менное издание, посвященное изучению народной поэзии, под названием «Ска зочный мир». Программа журнала, при ложенная к прошению, сохранилась в делах 1-й экспедиции III отделения. Кроме программы, потребовалось представить в цензурный комитет свиде тельство от трех генералов о благонаме ренности и способностях будущего редак тора. Каким-то образом Худяков раздо был поручителей, но разрешения на жур нал не получил. Не без иронии вспоминал он об этом: «Показались ли им мои генералы не со всем генералами, побоялись ли они мо его звания «бывший студент», или по чему другому — это осталось для меня неизвестным» 2. Худяков не знал, что Министр внут ренних дел Валуев положил на его про шении категорическую резолюцию: «Во обще полагаю, до издания новых правил, неудобным вверять студентам издание журналов». Неудача задуманного предприятия не остановила молодого ученого. «Так как 1 Опыт автобиографии, стр. 65—66. 2 Там же, стр. 66. первая книга для предполагавшегося журнала была уже готова, — пишет Ху дяков, — то я и решился издать ее от дельно под заглавием: «Материалы для изучения народной словесности»1. Книга вышла в начале 1863 года. Это одно из интереснейших собраний Худякова. Со держание сборника привлекает не только- оригинальностью материала, но и смело стью самого отбора его. В первой же главе автор определяет свой принцип изучения предмета: «Все части народного эпоса, т. е. сказки, ле генды, песни, загадки и пр., стоят в тес ной связи между собою, — говорит он, — и потому при изучении одной из этих частей необходимо изучение другой. Так, например, изучение наших былин не мыс лимо без изучения сказок» 2. Среди материалов сборника, кроме ис следования русских былин и сказок, при влекают внимание «народные стихотво рения против взяточничества», носящие явно обличительно-пропагандистский ха рактер. Принципиально важное значение для того времени представляет публика ция сказок славянских народов. «Нельзя сказать, чтобы мы могли похвастать зна нием славянских сказок»,— замечает Худяков в начале этого раздела. Здесь приводится в подлинном изложении бол гарская сказка «Воденичарь» («Мель ник») и 15 сербских сказок из первой книги А. Николича, изданной в Белгра де в 1842 году з. В последнем разделе «Материалов»- даны переводы восьми финских сказок, большая часть которых относится к рус ской Карелии и во многом схожа с широ ко известными образцами русских се верных сказок. Наряду с изданием этого сборника,, Худяков напечатал ряд специальных ста тей в периодических изданиях: «По по воду двух выпусков песен П. В. Киреев ского» («Моск. вед», 1861 г., № 44), «Ос новной элемент народных сказок» («Биб лиотека для чтения», 1863, № 12), «На родные исторические сказки» (Журнал Мин. Народ. Проев., 1864, № 3) и дру гие. Существует мнение, что труды Худя кова делятся на две основные группы: ученые работы по его специальности и книжки для народного чтения. С этим нельзя согласиться. Каждая книжка Худякова, о чем бы она ни была написана, — пример нераз рывной связи научных интересов учено го с живой, понятной простым ЛЮДЯМ; пропагандой передовых идей своего вре мени. Даже в таких изданиях, как «Ве 1 И. Худяков. Отец Макарий в пьяном и трез вом виде. Женева, 1901, стр. 5. 2 И. А. Худяков. Материалы для изучения на родной словесности. Спб, 1863. стр. 1. 3 Как пишет Худяков: «Об этой книге не упо минает ни г. Афанасьев, ни г. Пыпин, ни г. Бус лаев».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2