Сибирские огни, 1960, № 4
Юн не может достаточно оплакать, что Худякова не повесили»1. Продолжая за щищать невинно осужденного, Герцен писал в статье «Белый террор»: «Однако Худяков, несмотря ни на какие истяза ния и жандармские кулаки, не дал вы пытываемых признаний»2. Именно в этой аналогии, которую проводит Герцен меж д у насилием, учиненным над Чернышев ским, и «обвинением» Худякова, следует искать ключ к пониманию его политиче ского облика. Вся литературная и науч ная деятельность Худякова была нена вистна правительству, и царские сатрапы сделали все для того, чтобы его обезвре дить. Отдавая много сил делу народного просвещения, Худяков умел с величай шим для своего времени мастерством из лагать в популярной форме основные по нятия материалистического мировоззре ния. Недаром, когда в 1862 году он пред ставил в цензуру «Сборник народных ле генд», цензор — архимандрит —восклик нул: «Это материализм!» — и книга не •была пропущена. В своих книжках для народного чтения, многие из которых вы ходили без имени автора и без разреше ния цензуры, Худяков неутомимо и по следовательно на примерах истории и естествознания, широко пользуясь образ цами народной мудрости, бичевал само державие и чиновничество, рабство и не вежество, направляя мысль читателя на понимание необходимости уничтожения существующего социального строя. Ху дяков ясно видел кабальный, разоритель ный характер реформы 1861 года и го рячо придерживался «политической про граммы, рассчитанной на то, чтобы под нять крестьянство на социалистическую революцию против основ современного общеетва...»з Глубоко преданный идеалам борьбы за освобождение народа, Худяков проявлял беззаветное подвижничество во имя осу ществления .намеченной цели, не пони мая, конечно, в силу исторических усло вий, несостоятельности и утопичности избранного пути. Являясь идейным, последователем и учеником Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Худяков принадлежал к той плеяде революционных народников ше стидесятых годов, о которых В. И. Ленин товооил: «Вера в особый уклад, в общин ный строй русской жизни, отсюда — ве ра в возможность крестьянской социали стической революции — вот что одушев ляло их, поднимало десятки и сотни лю дей на геройскую борьбу с правительст вом». Отмечая значение «громадной ис торической заслуги этих лучших людей своего времени», Ленин выражал «глубо кое уважение к их памяти» 4. 1 «Колокол», 1866, л. 229, стр. 1868. 2 Там же, 1867, л. 233—234, стр. 1905. 4 В. И. Ленин, т. 1, стр. 165. ^ Там же, стр. 164. Находясь уже в верхоянской ссылке. 25-летний Худяков писал: «Еще 18— 19 лет я постоянно сравнивал жизнь наше го поколения с судьбою несчастного, про ходящего сквозь строй. Бьют его. бьют до тех пор, пока он не лишится чувств и не свалится с ног; тогда везут его в ка зенную больницу, подлечивают немного и снова ведут на удары и т. д. до смер ти. Так, отдельные личности, желавшие провести в жизнь свои убеждения, мя лись жизнью, залечивались до смерти и умирали, не достигши нравственного иде ала, но счастливые хотя тем, что, падая, указывали потомкам на отдаленную цель» Г Эти слова Худякова полностью характеризуют его собственную корот кую жизнь. Иван Александрович родился в 1841 году в Тобольске, в семье инспектора гимназий. О своих детских годах он вспо минал: «только в самом нежном возра сте, до поступления в школу, я пользо вался воспитанием, хотя и не завидным, но хотя отчасти намекавшим на здра вый смысл: и то благодаря случайному влиянию сосланных декабристов»2. Об щение с декабристами оставило глубокий след в сознании будущего революцио нера. После окончания гимназии Худяков отправляется в Казань и поступает в университет. На первых порах его увле кает археология. Но вскоре его научные интересы начинают все более и более расширяться. В этот период Худяков впервые начинает заниматься собирани ем произведений устного творчества рус ского народа. Уезжая на каникулы в де ревню, он записывает там предания, сказки, пословицы, загадки, внимательно присматривается к жизни и быту кресть ян. В то же время он сближается с пе редовой частью казанского студенчества, принимает активное участие в нелегаль ной работе. Об этом свидетельствует ав тобиографическая запись о пребывании его в Казани: «Брошюры Герцена и во обще запрещенные статьи переписыва лись неутомимо, ходили по рукам всех товарищей и зачитывались до дыр, так что более бережливые отдавали свои тет ради на сохранение мне, потому что я жил довольно уединенно. Таким образом и я очень скоро сделался атеистом, а в политическом отношении приверженцем конституции» 3. Через два года Худяков был исключен из Казанского университе та, как неблагонадежный. В 1859 году он приезжает в Москву и здесь снова примыкает к революционно му движению студентов, участвует в тай ном обществе «Библиотека казанских студентов», хранит у себя дома издания запрещенных сочинений, которые прино- 1 Опыт автобиографии, стр. 3. 2 Там же, стр. 5. 8 Там же, стр. 26.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2