Сибирские огни, 1960, № 4

Юн не может достаточно оплакать, что Худякова не повесили»1. Продолжая за­ щищать невинно осужденного, Герцен писал в статье «Белый террор»: «Однако Худяков, несмотря ни на какие истяза­ ния и жандармские кулаки, не дал вы­ пытываемых признаний»2. Именно в этой аналогии, которую проводит Герцен меж­ д у насилием, учиненным над Чернышев­ ским, и «обвинением» Худякова, следует искать ключ к пониманию его политиче­ ского облика. Вся литературная и науч­ ная деятельность Худякова была нена­ вистна правительству, и царские сатрапы сделали все для того, чтобы его обезвре­ дить. Отдавая много сил делу народного просвещения, Худяков умел с величай­ шим для своего времени мастерством из­ лагать в популярной форме основные по­ нятия материалистического мировоззре­ ния. Недаром, когда в 1862 году он пред­ ставил в цензуру «Сборник народных ле­ генд», цензор — архимандрит —восклик­ нул: «Это материализм!» — и книга не •была пропущена. В своих книжках для народного чтения, многие из которых вы­ ходили без имени автора и без разреше­ ния цензуры, Худяков неутомимо и по­ следовательно на примерах истории и естествознания, широко пользуясь образ­ цами народной мудрости, бичевал само­ державие и чиновничество, рабство и не­ вежество, направляя мысль читателя на понимание необходимости уничтожения существующего социального строя. Ху­ дяков ясно видел кабальный, разоритель­ ный характер реформы 1861 года и го­ рячо придерживался «политической про­ граммы, рассчитанной на то, чтобы под­ нять крестьянство на социалистическую революцию против основ современного общеетва...»з Глубоко преданный идеалам борьбы за освобождение народа, Худяков проявлял беззаветное подвижничество во имя осу­ ществления .намеченной цели, не пони­ мая, конечно, в силу исторических усло­ вий, несостоятельности и утопичности избранного пути. Являясь идейным, последователем и учеником Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Худяков принадлежал к той плеяде революционных народников ше­ стидесятых годов, о которых В. И. Ленин товооил: «Вера в особый уклад, в общин­ ный строй русской жизни, отсюда — ве­ ра в возможность крестьянской социали­ стической революции — вот что одушев­ ляло их, поднимало десятки и сотни лю­ дей на геройскую борьбу с правительст­ вом». Отмечая значение «громадной ис­ торической заслуги этих лучших людей своего времени», Ленин выражал «глубо­ кое уважение к их памяти» 4. 1 «Колокол», 1866, л. 229, стр. 1868. 2 Там же, 1867, л. 233—234, стр. 1905. 4 В. И. Ленин, т. 1, стр. 165. ^ Там же, стр. 164. Находясь уже в верхоянской ссылке. 25-летний Худяков писал: «Еще 18— 19 лет я постоянно сравнивал жизнь наше­ го поколения с судьбою несчастного, про­ ходящего сквозь строй. Бьют его. бьют до тех пор, пока он не лишится чувств и не свалится с ног; тогда везут его в ка­ зенную больницу, подлечивают немного и снова ведут на удары и т. д. до смер­ ти. Так, отдельные личности, желавшие провести в жизнь свои убеждения, мя­ лись жизнью, залечивались до смерти и умирали, не достигши нравственного иде­ ала, но счастливые хотя тем, что, падая, указывали потомкам на отдаленную цель» Г Эти слова Худякова полностью характеризуют его собственную корот­ кую жизнь. Иван Александрович родился в 1841 году в Тобольске, в семье инспектора гимназий. О своих детских годах он вспо­ минал: «только в самом нежном возра­ сте, до поступления в школу, я пользо­ вался воспитанием, хотя и не завидным, но хотя отчасти намекавшим на здра­ вый смысл: и то благодаря случайному влиянию сосланных декабристов»2. Об­ щение с декабристами оставило глубокий след в сознании будущего революцио­ нера. После окончания гимназии Худяков отправляется в Казань и поступает в университет. На первых порах его увле­ кает археология. Но вскоре его научные интересы начинают все более и более расширяться. В этот период Худяков впервые начинает заниматься собирани­ ем произведений устного творчества рус­ ского народа. Уезжая на каникулы в де­ ревню, он записывает там предания, сказки, пословицы, загадки, внимательно присматривается к жизни и быту кресть­ ян. В то же время он сближается с пе­ редовой частью казанского студенчества, принимает активное участие в нелегаль­ ной работе. Об этом свидетельствует ав­ тобиографическая запись о пребывании его в Казани: «Брошюры Герцена и во­ обще запрещенные статьи переписыва­ лись неутомимо, ходили по рукам всех товарищей и зачитывались до дыр, так что более бережливые отдавали свои тет­ ради на сохранение мне, потому что я жил довольно уединенно. Таким образом и я очень скоро сделался атеистом, а в политическом отношении приверженцем конституции» 3. Через два года Худяков был исключен из Казанского университе­ та, как неблагонадежный. В 1859 году он приезжает в Москву и здесь снова примыкает к революционно­ му движению студентов, участвует в тай­ ном обществе «Библиотека казанских студентов», хранит у себя дома издания запрещенных сочинений, которые прино- 1 Опыт автобиографии, стр. 3. 2 Там же, стр. 5. 8 Там же, стр. 26.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2