Сибирские огни, 1960, № 4

Только к концу июля караван подошел к заполярной якутской кочегарке — каменноугольным копям Санга-Хая. С капитанского мостика была хорошо Видна 1птольня, которая прямо от высокого берега Лены уходила в глубь горы. Добы­ тый уголь складывался здесь же, неподалеку от штольни. ■ Команды судов и грузчики моментально соорудили мостки, выкатили тачки, и уголь в тот же день пошел в подведенные баржи. Русские, якутЬ:, работали и днем и ночью — благо, ночи были еще светлы. , f Здесь, в Санга-Хае, уже заметно чувствовался Север. Тайга вокруг рудника даже издали казалась словно прибитой к земле. А подойдешь ближе', и видишь, что деревья действительно не выше человека. Шишки с вершин полярных кедров, например, можно снимать прямо руками. Все деревья как-то перегнуты, пере­ кручены... \ , Погрузка угля подходила к концу, когда наш лоцман вдруг, ^без всякой види­ мой причины забеспокоился. Поднявшись на капитанский мостик/он долго всмат­ ривался в таежную даль. Тогда и мы заметили, что там поднимаются ввысь еле ■заметные пока клубы дыма. Горела тайга. Беспокойство лоцмана оказалось не напрасным. К ночи дым навис над рекой Iтакой густой пеленой, что было трудно дышать. А к утру стало еще хуже. По­ грузку угля мы закончили, а сняться с якоря не могли: ничего не разглядеть в двух-трех шагах. Между тем к бухте Тикси, наверное, уже подходили морские суда. Еще несколько дней, и им понадобится уголь. На наше счастье, ночью прошел дождь, и к утру караван двинулся дальше. Дыхание Севера л \ ч Чем ближе подходил к океану наш караван, тем ощутимее становилось ды­ хание Севера. Уже и низкорослая тайга полярного круга-осталась позади, и все шире расстилались перед глазами просторы необжитой тундры, где редкие деревья, не рискуя подниматься ввысь, вплотную прижимались к земле и с палу­ бы теплохода казались случайно брошенными ветками. Все чаще, по песчаным 'берегам и отмелям громоздились кучи плавника — с корнем -вырванные лесные ‘великаны, бревна, доски и дрова, снесенные сюда разливом неистовой реки. А вскоре высоко в бледном небе показались и первые косяки гусей, тянувшихся ■к югу. Наступал сентябрь. Наконец, Лена опять раскололась -■ теперь уже в последний раз — на не­ сколько рукавов: мы подошли к ее дельте. Океан почти рядом, а караван продвигался вперед по-прежнему медленнно. Устье Лены — это множество крупных и мелких проток; из них в те годы только ■одна была более или менее разведана как судоходная, и то лишь для судов с не- , большой осадкой. г Бесчисленные острова и островки были так же унылы, как и материковая тундра. И мне пришла на память трагическая судьба лейтенанта Де-Лонга и. один­ надцати матросов с американской шхуны «Жанетта». Покинув раздавленную шхуну, они летом 1881 года почти два месяца провели на дрейфующей льдине, а затем на лодке пробились в устье Лены и высадились на один из островов. Истощенные до предела, люди дальше двигаться были не в состоянии. У них ■оставалось единственное средство — собрать побольше! плавника, разжечь костер .и около него ждать помощи. Держались мужественно; съели остатки продоволь­ ствия, уцелевшую собаку, ремни и всю кожаную обувь... Но помощь опоздала: группу Де-Лонга нашли только через несколько месяцев, весной следующего года. Последняя запись в дневнике лейтенанта гласила «30 октября. Сто сороковой день. Ночью скончались Бойд и Герту. Умирает Коллинз...» На этом фраза оборвалась. Видимо, карандаш выпал из ослабевших пальцев. ...С каждым часом дыхание Севера становилось чувствительнее — ниже спу­ скались темные рваные облака, порывистее дул ветер. А Ледовитый океан встре­ тил караван настоящим штормом. Он с такой ненавистью набросился на нас, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2