Сибирские огни, 1960, № 4
С меховой одеждой дело обстояло несколько лучше: нашлись малицы и спальные мешки. А вместо торбазов пришлось взять пимы, с которыми впослед ствии мы немало помучились. Предложили мне даже сушеные овощи, но неважные — многолетней давности. Теперь оставалось только поджидать товарищей, которые, к большой моей радости, вскоре прибыли. Прибыли здоровыми, бодрыми, в отличном настроении. Можно было подумать, что карбас и в самом деле стал для них плавучим сана торием. Во всяком случае, когда командование караваном посоветовало им и дальше плыть на карбасе, мои товарищи явно обрадовались — настолько они «обжили» свою посудину. А суда каравана — большие и малые баржи — продолжали стоять на яко рях, теряя драгоценные дни. Все нервничали: и командование, и рабочие, и зи мовщики — чем позже мы подойдем к океану, тем труднее будет пробиваться к острову. Конечно, правильнее было бы отправлять караван по частям, но в на личии был всего один теплоход — «Первая пятилетка», на который и возлагались все надежды. Однако ничто не продолжается вечно. Настал долгожданный день, когда наш теплоход снялся с якоря. За ним последовал весь караван, растянувшийся почти на полкилбметра. Наконец-то мы шли вниз по Лене — великой сибирской реке, по которой плыли когда-то и кочи Меркурия Вагина, и парусник «Якутск» под командова нием Прончищева и Харитона Лаптева, и суда трагически завершившейся экспе диции Ласиниуса... Мимо каравана медленно проплывали то лесистые берега реки, то густо поросшие ольхой, тальником и смородиной острова. Лена в своем нижнем течении очень прихотлива: только что мы любовались ее неоглядной, могучей гладью, а она уже расплескалась на десятки рукавов, и, насколько хватает глаз, видны лишь светло-зеленые острова да серебряные протоки между ними. Проходит пол часа, час — и перед глазами снова широкая полоса воды. Нам иногда казалось, что разобраться в этих бесчисленных рукавах просто немыслимо. Не напрасно лоцман почти не сходил с капитанского мостика. И все же, несмотря на всю его опытность, теплоход нередко садился на мель — судо ходная в прошлом году протока вдруг оказывалась несудоходной. Приходилось откачивать воду из цистерн, завозить вперед якоря, а снявшись, наконец, с мели, искать более глубокую протоку. Еще хуже было, когда на мель садилась баржа. Тогда надо было сначала разъединить караван, отвести в сторону плавающие баржи, а затем уже стягивать с мели застрявшее судно. Был и такой случай. Не успел наш теплоход поравняться с какимъо рыбац ким поселком, как навстречу нам, размахивая шапками, устремились на лодках десятки людей. У них, оказывается беда: стоявшая в протоке баржа с рыбой вдруг «обсохла», река намыла вокруг нее груды песка, весь улов может погибнуть. Как ни торопились мы, а пришлось выручать людей из беды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2