Сибирские огни, 1960, № 4

вительства. До сих пор с благодарностью вспоминаю якутских товарищей, охотно пришедших мне на помощь. Один из них даже остался в Иркутске, уступив свое место мне. С точки зрения пассажира современного воздушного корабля путешествие наше было не из приятных. Слова «правительственный самолет» звучали вну­ шительно, но на деле им оказалась довольно потрепанная итальянская «Савойя», летавшая, по всей вероятности, далеко не первый год. Ее пассажирская каюта представляла собой металлическую коробку без окон и дверей, попадать в ко­ торую приходилось сверху, через люк. Посреди этой коробки стоял стол, а к сте­ нам были прислонены деревянные скамьи. Освещения никакого. Гул двух моторов заглушал все звуки, так что разговаривать друг с другом пассажиры не могли. Но мне все это казалось пустяками. Важно было, что я летел наконец-то в Якутск. Само собой разумеется, что летели мы только днем и только при хорошей погоде. При этом нас довольно основательно покачивало. Один из моих спутни­ ков не выдержал надоедливой болтанки и покинул самолет при первой же оста­ новке. Ему напомнили о деньгах, уплаченных за билет, но он лишь рукой махнул: — Черт с ними, с деньгами! С остановками на ночь и при нелетной погоде дорога заняла у нас почти четверо суток. Добрую половину этого времени мы просидели в Киренске, дожи­ даясь, пока ветер разгонит кучевые облака. Отсюда я съездил в гавань Пеледуй. где мне необходимо было побывать — там должен был строиться дом для зимовки на Кигиляхе. Пеледуй — большой и довольно красивый поселок на крутом берегу Лены, с трех сторон окруженный тайгой. Но мне он порядком испортил настроение: оказалось, что все дома, срубленные за зиму, отправлены еще весной, по большой воде, в бухту Тикси. А кому они предназначены, никто не знает. Час от часу не легче! К концу четвертых суток, не выдержав духоты в нашей металлической ко­ робке, я открыл люк и высунулся, чтобы немного подышать свежим воздухом. Нилот заметил меня и показал пальцем вниз. Машина шла невысоко, и я отчет­ ливо рассмотрел впереди большой город. Якутск! Странное чувство овладело мной тогда. Я знал, что Якутск стоит на вечной мерзлоте, что морозы здесь в иные зимы достигают шестидесяти градусов, и вдруг... Надо мной полыхает жаркое солнце, под крыльями самолета — город, утопающий в зелени. На берегу Лены сотни людей, растянувшись на песке, при­ нимают солнечные ванны. А немного в стороне я заметил палатки, телеги с под­ нятыми оглоблями, пасущихся лошадей. Да это же цыганский табор. Уж не завез ли меня самолет по ошибке на Нижнюю Волгу? ...В те дни почти вся деловая жизнь Якутска была сосредоточена вокруг каравана, который готовился к отплытию на Север. Дело это, большое и тогда совершенно новое, вызывало немало тревог и хлопот. Прежде всего надо было собрать суда — в достаточном количестве и такого тоннажа, чтобы принять с морских транспортов все продовольственные и промышленные грузы, пришед­ шие для республики. При этом следовало предусмотреть, куда их нужно напра­ вить и, следовательно, так уложить в трюмы, чтобы потом не задерживать раз­ грузку. Мало того, по пути из Якутска предстояло тоже развести немало грузов по большим и малым пристаням. А самое главное — у полярного круга надо было подойти к руднику Санга-Хая и загрузить баржи углем для морских судов, стоявших в бухте Тикси. В Якутск со всех сторон стягивались баржи, в городе комплектовались бригады грузчиков, подбирались уполномоченные, люди сколачивали тачки, гото­ вили лопаты, рукавицы, плащи, котлы. Бригадиры хрипли от бесконечных споров. Я же тем временем занимался своими делами. В первую очередь отправился разыскивать радиомачты и оснастку к ним. К сожалению, ничего из этих поискоз не вышло — ни того, ни другого в городе не оказалось, а изготовить все это зано­ во было некогда и некому.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2