Сибирские огни, 1960, № 4
К себе в общежитие я вернулся в приподнятом настроении — беседа с Иоф фе словно придала мне силы. Но все-таки чем объяснить, что я до сих пор не имею назначения? А дело объяснилось более чем просто. Когда утром я появился в «Поляр ной» комнате, там меня уже поджидала группа товарищей, только что прибыв ших из Ленинграда. Увидели меня и сейчас же засыпали вопросами: — В каком состоянии подготовка? — Когда выезжаем? — Подобран ли остальной штат? Я ровно ничего не понимал. — Послушайте, товарищи. О какой подготовке идет речь? О каких штатах? И при чем здесь я? Теперь изумились гости. — Позвольте, позвольте... Вы товарищ Лях? — Да, Лях. — Никита Никифорович? — Да, Никита Никифорович. — И вы действительно не знаете, что назначены начальником полярной станции Кигилях на Большом Ляховском острове? Увы, я действительно этого не знал. Оказалось, что Наше Полярное управ ление из Москвы в Ленинград, в Арктический институт, успело послать сообще ние о моем назначении, а меня известить... забыло. Спустя час-полтора у меня на руках был приказ управления, из которого яв- стдовало, что я со штатом должен выехать в Иркутск, а оттуда следовать вниз, по реке Лене. Маршрут: Якутск — бухта Тикси — остров Большой Ляховский. Техническое и научное оборудование предписывалось взять в Москве, продоволь ствие — в Иркутске, дом для зимовки — в гавани Пеледуй на Лене, меховую- одежду —■в Якутске, ездовых собак — в бухте Тикси. Теперь можно было познакомиться поближе с товарищами, приехавшими из Ленинграда. Это были аэролог Рык, метеоролог Терехов, гидролог Гедройц, ра- риотехник Листов и еще несколько человек. С ними и предстояло мне работать. Мы немедленно начали подготовку к выезду, так как времени у нас было в об рез. Май подходил к концу, высокая вода в верховьях Лены, по которой обычно- сплавляются грузы на Якутск, начинала понемногу спадать. Нам грозила опас ность застрять из-за мелководья в Качуге. Но даже и выехав из Качуга, мы мог ли задержаться в пути и опоздать к тому времени, когда из Якутска уходит кара ван навстречу морским судам. В этом случае мы рисковали застрять в Якутске. Будущие зимовщики отлично понимали обстановку и, наскоро распределив. между собой обязанности, в тот же день принялись за дело. Я пошел в управле ние оформлять документы и подыскивать недостающих по штату работников, ai мои товарищи отправились на склад отбирать и упаковывать оборудование. Кое- чего не хватало, кое-что из найденного стоило бы заменить, но мы так боялись, потерять дорогое время, что сознательно отказывались от многих, казалось бы,, очень нужных вещей. Вообще последние часы пребывания в Москве были настолько суматошны ми, что сейчас просто невозможно восстановить их в памяти. С мыслями я соб рался только в поезде, когда все треволнения остались позади. Прежде всего я постарался как можно отчетливее представить себе землю, на которой нам предстояло зимовать. Первые известия о Большом Ляховском острове дошли до властей Якутско го острога еще в начале XVIII века. По словам местных жителей, он был виден в ясные дни с мыса Святой нос. Вскоре на поиски неведомой земли из Якутска отправился отряд казаков под командованием Меркурия Вагина. Отважный зем лепроходец спустился на кочах вниз по Лене, вышел в открытое море и смело направил суда к острову. Можно себе представить, что это было за плавание, ес ли даже старинная летопись характеризовала кочи как корабли «погибельные, с парусами из оленьих кож, с снастями ремянными, с каменьями вместо якорей».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2