Сибирские огни, 1960, № 4

вые таблички. Над столом Папанина висела табличка с надписью «Мыс Челюс­ кина», над столом Семенчука — «Остров Врангеля». Это означало, что Папанин назначен начальником полярной станции мыса Челюскина, а Семенчук — началь­ ником полярной станции острова Врангеля. Мы, конечно, остро завидовали счастливчикам, которые уже подбирали себе кадры, упаковывали оборудование, и нетерпеливо ждали своей очереди. Перед отъездом первой группы нас всех пригласил к себе в кабинет Иоффе, исполнявший тогда обязанности начальника Главсевморпути. Собрались в самой неофициальной обстановке, за скромно накрытым столом: чай, печенье, яблоки. Хорошо гармонировала с такой обстановкой и манера хозяина кабинета держать­ ся с людьми просто, непринужденно. — Я должен прежде всего извиниться, — начал глуховатым голосом Иоффе, открывая совещание. — Со многими из вас я даже не знаком. Но, думаю, вы са­ ми понимаете, в каком напряженном состоянии мы находились эти дни. Все вни­ мание было сосредоточено на спасении челюскинцев. И сейчас я могу с большой радостью сообщить вам, что люди с «Челюскина» уже все на материке, в полной безопасности. А теперь попрошу вас по очереди называть свои фамилии и поде­ литься своими соображениями о предстоящей работе. Дошла очередь и до меня. Я поднялся, назвал свою фамилию и сообщил, что назначения еще не имею, но что мне хочется сказать несколько слов о станции, которой в списках пока нет, но на которой я с удовольствием бы поработал, так как она представляет большой научный и практический интерес. — Странно, что у вас до сих пор нет назначения, — заметил Иоффе. — Я завтра же выясню, в чем дело. А о станции, на которой вам хотелось бы пора­ ботать, попрошу рассказать. Я не заставил себя упрашивать и довольно подробно изложил план, который сложился у меня в голове еще до поездки в Москву. Мне казалось очень полез­ ным и ценным в научном отношении повторить дрейф Фритьофа Нансена, тем более, что в наше время осуществить его было не так уж трудно. «Самолет, — мыслил я, — высадит трех человек с необходимым оборудованием на лед где-то в районе севернее Новосибирских островов, откуда они и начнут свой дрейф. Шить будут в палатке, поддерживая постоянную радиосвязь с полярными стан­ циями». Серьезного риска в этом я не видел, так как в случае опасности неболь­ шую группу людей может легко вывезти ,на материк любой самолет с ближайшего острова. Я заметил, что во время моего доклада будущие начальники полярных стан­ ций скептически улыбались. Зато Иоффе слушал очень внимательно, и это меня ободрило. А когда мое коротенькое сообщение было закончено, он заметил: — Да, сегодня в наших планах такой станции еще нет. Но проект ее уже разрабатывается. Дело это не такое простое, как вам рисуется. Прежде чем соз­ дать дрейфующую станцию, надо дать ей подробное научное и техническое обо­ снование. Этим мы сейчас и заняты. Так что если у вас есть желание поработать на такой станции, то его можно будет удовлетворить. Но только позднее, когда у нас будут налицо все необходимые предпосылки. На этом совещание и закончилось. А когда мы вышли из кабинета, меня подхватил под руку Папанин. — Значит, браток, думаешь на льдине поработать? Похвально! Надо тебе сказать, что о такой дрейфующей станции думал сам Нансен. Только высадить людей он собирался не около Новосибирских островов, а прямо на полюсе. И за­ думана она была как станция международная с участием Советского Союза. От нас, между прочим, участвовать в этой экспедиции должны были я и Кренкель. Лететь к полюсу Нансен предполагал на дирижабле, который мог бы доставить на место высадки не только оборудование, но и домик. Так оно, наверное, и вышло бы, если бы немецкая кампания, которая бралась снарядить дирижабль, не реши­ ла сначала его застраховать — все-таки риск, а предприниматели — народ рас­ четливый. Но страховое общество тоже не захотело рисковать, и весь план пошел насмарку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2