Сибирские огни, 1960, № 4

ным случаем столкнулась впервые. К тому же наука, как известно, считает воз­ врат членораздельной речи безгортанным людям практически невозможным. «Неужели так и будет? — думала Антонова.— Но как объяснить, что — пусть и очень редко — безгортанные люди внезапно произносили отдельные сло­ ва? Что могло помочь тем больным? Какие условия извне, какие изменения изнут­ ри привели к этому?» Найти причину, понять механизм речи у таких людей — вот что предстояло сделать в первую очередь. ...Существует представление, что к научному открытию порой приходят по наитию. Говорят, «осенила мысль, идея...» Но не надо забывать о кропотливом будничном труде, о том, что ученым приходится заново десятки, иногда и сотни раз изучать совершенно знакомое, внимательно присматриваться к нему со всех сторон. Много дней провела Мария Моисеевна за своим домашним рабочим столом, где всегда лежит тетрадь с ее записями. Она еще и еще раз сличала записи преж­ них лет с нынешними, настойчиво изучала итоги многолетних трудов. Павлов, Бехтерев, труды по высшей нервной деятельности человека, экспериментальные работы в области отоларингологии, научные статьи в журналах... Где оно, правильное решение? Есть догадки — пока неясные, предваритель­ ные. Но какая из них верна? Однажды, просидев за столом всю ночь, Мария Моисеевна заторопилась в госпиталь. Она вошла в палату к больному С. Тот встретил ее недоуменным взгля­ дом: зачем в такой ранний час? Или... Или что-нибудь новое?.. Антонова быстро подошла к его постели. В руках ее тетрадь. — В этой тетради записан мой спор с учеными. Я хочу, чтобы вы знали о нем,— сказала она.— Вы сможете заговорить... Понимаете? Но надо верить!.. Больной осторожно принял тетрадь. Неужели невозможное станет воз­ можным?! Как человек говорит Сотни раз в дни, когда отыскивалось решение, Мария Моисеевна представ­ ляла себе процесс речи. Человек думает. Это первое звено речи. Мышление осуществляется корой головного мозга. Здесь центральный аппарат речи. Гортань с расположенными над ней полостями глотки, рта и носа — это зву­ копроизводящий, периферический аппарат речи. Голосовые связки — настоящие струны своеобразного инструмента. Не случайно, поэты древности сравнивали красоту, необыкновенную гибкость человеческого голоса с звуками эоловой арфы. Связки напрягаются по-разному. Так меняется высота звука. Но тембр, окрас­ ку голоса они не меняют. Это происходит в полостях глотки, рта, носа, играющих роль резонатора. Емкость их меняется в зависимости от положения языка, губ, щек, носа. Скажем, на звук «а» — одно положение, на «е» — другое. Так полу­ чается гласный звук. Согласные звуки — шумовые. Они образуются в полостях глотки, рта и носа, порой даже без участия голоса, благодаря трению струи воздуха о какой-нибудь орган речевого аппарата. Весь этот сложный механизм управляется центральной нервной системой, ее высшим отделом — корой головного мозга. Так объясняется механизм речи уче­ нием И. П. Павлова. И. П. Павлов назвал слово «сигналом сигналов». Человек видит цветок — фиалку. Он восхищается яркой раскраской цветка, восторгается его ароматом. Множество сигналов — зрительных, обонятельных и других — исходят от цвет­ ка. А одно слово «фиалка» как бы вбирает в себя все эти сигналы, становясь «сигналом сигналов». Произнося слово, человек отчетливо представляет себе цветок. Владимир Ильич Ленин так и определил: «Чувства показывают реальность,, мысль и слово — общее».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2