Сибирские огни, 1960, № 2
Придворова заставляют усомниться в правильности этого вывода: Ночь тихо плыла над землею, Весеннею негой полна, Дрож а ли зари переливы, Л ун а становилась бледней. Дрем али над озером ивы, Поникнув концами ветвей... Не менее сомнительным кажется и другое категорическое утверждение ис следователя: «Амфибрахий более соот ветствует элегическому тону, чем фофа- новский хорей». Цитируемые стихи мало свидетельствуют и в пользу амфибрахия. Непонятно, зачем понадобилось изла гать своими словами содержание десят ков произведений Д. Бедного. Ведь кни га издана в «Ученых записках», ее ти раж — 300 экземпляров, и рассчитана она, следовательно, не на массового чи тателя, а на специалиста-литературоведа, которому стихи Бедного известны или доступны в оригинале. Ошибочность этого приема усугубляется тем, что изло жение выполнено сплошь и рядом неис кусно, оно не столько передает содержа ние стихотворений, сколько выхолащива ет их поэтическую прелесть. Вот как, на пример. излагается содержание басни «Лев, Лиса и Олень»: «Лиса обманным путем привела Оленя к больному Льву. Она сказала Оленю, что умирающий Лев решил передать ему свою власть. Тще славный Олень, доверившись хищникам и не поняв их хитрости, в надежде ока заться первым представителем новой «оленьей династии» в лесу, угодил в львиную пасть. Лиса тоже в убытке не осталась: она полакомилась оленьими мозгами, полученными в награду за предательство» (стр. 35). И такие скуч ные аннотации идут, что называется, ко сяками, вызывая недоумение читателя, предпочитающего знакомиться с поэзи ей в подлинниках. Изложение стихо творной поэмы Бедного «Про землю, про волю, про рабочую долю» местами на поминает заурядную статью на историче скую тему. Следует отметить и отдельные спор ные или неточные положения книги. Спорно, например, утверждение о благо творном влиянии народнической поэзии на творческий рост молодого Придворова в конце 900-х годов (см. стр. 21). Сот рудничество в поздненародническом «Русском богатстве» скорее сковывало творческие возможности Бедного, вело его к эпигонству, к подражанию Надсо- ну и Якубовичу-Мельшину. Только в большевистской печати, в «Звезде» и «Правде», талант Бедного получил до стойное развитие, здесь поэт обрел свой голос, стал Демьяном Бедным. В монографии не делается попытки разобраться в достоинствах и недостат ках последних работ о Бедном (В. Кури- ленкова, И. Эвентова, А. Волкова и др.). Зачислив исследователей 40-х— 50-х го дов в разряд «вдумчивых и серьезных», В. А. Цыбенко направляет острие своей критики против старых публикаций, ме тодологические слабости которых давно выяснены. Но здесь уж автор моногра фии беспощаден. О критике 20-х и 30-х годов он пишет: «В то время, как поэт шагал одной дорогой с большевиками и трудящимися, строящими новую жизнь, вокруг его творчества шли оживленные споры, которые ничего общего не име ли с научным подходом к раскрытию спе цифики поэзии Д. Бедного» (стр. 107). Между тем, о творчестве Д. Бедного тог да писали В. Кирпотин, С. Петров, А. Сурков — авторы, к коим такое за явление никак не идет. «Разбив» ненаучную критику далеко го прошлого и благополучно обойдя до стижения современного литературоведе ния, В. Цыбенко дает собственное опре деление существа творчества Бедного: «В своих произведениях Д. Бедный во площал ленинскую концепцию о движу щих силах пролетарской революции, коммунистическую идею о союзе рабо чего класса с крестьянством при непре менной гегемонии пролетариата. Вот где генезис его творчества, и сомнений в этом никаких быть не может. Всякие иные изыскания и домыслы ненаучны и мало вразумительны» (стр. 208). Несмотря на всю категоричность это го утверждения, исключающего даже возможность какого-либо иного реше-^ ния, от формулировки В. А. Цыбенко ве ет духом того самого вульгарного социо логизма, против которого сам он так рев ностно выступает. Поэзия Д. Бедного рас сматривается не как самостоятельное творческое явление, выросшее на пло дотворной почве коммунистического ми ровоззрения, каким является творчество всякого подлинного художника социали стического реализма, а как воплощение определенной идеи. Вызывает беспокойство терминологи ческая беспечность автора. На стр. 83 «выразительным александрийским сти хом» названы цитируемые четверости шия с перекрестной рифмовкой, хотя из вестно, что этот стих требует обязатель ной парной рифмы. Александрийский стих не допускает отклонений от шести стопного ямба, а в цитируемых отрыв ках, наряду с шестистопным, встречает ся четырехстопный ямб («Цвела завет пая земля»). Или вот такие рассуждения: «В худо жественном отношении басня «Мура вьи»—замечательная картинка-повесть о жизни и работе большевистской «Прав ды». Эта небольшая аллегорическая по эма о творчестве партийной печати... явилась подлинным «светлым гимном» в честь «рабочей армии» (стр. 53). Читате лю трудно представить себе подлинный жанр произведения, так сумбурно и про тиворечиво представленного ему иссле дователем. На стр. 51: «Лексика басен характери зуется афористичностыо»(?); на стр. 90:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2