Сибирские огни, 1960, № 2
родованные раньше, то по мастерству критического анализа, по стилю письма новая работа значительно уступает сво им предшественникам. Новое исследование о писателе оправ дано, если старые не удовлетворяют, ес ли возникла необходимость рассмотреть ■его творчество в свете новых проблем, выдвинутых жизнью. Но именно проб- лемности недостает монографии В. Ды бенко. Факты литературной работы поэта перечисляются в хронологическом поряд ке, излагается содержание десятков ба сен, чуть ли не сотен стихотворений, ан нотация^ следует за аннотацией, мелька ет калейдоскоп заглавий, но все это без •оригинальной обобщающей мысли, без связи с явлениями литературного про цесса тех дней и вопросами развития сов ременной поэзии. Исследователей совет ской поэзии, например, волнует сейчас вопрос о месте Д. Бедного в истории пазвития поэзии, о соотношении его творчества с творчеством других поэтов, в частности с поэзией Вл. Маяковского. Но в очерках эта тема даже не затро нута. Не сумел исследователь выделить са мое значительное и художественно яркое в поэзии Бедного, его лучшие басни, •фельетоны, эпиграммы, политическую лирику и раскрыть «секрет» их обаяния и популярности, их прочного места в духовной жизни народа. Подход к творчеству Бедного нередко носит апологетический характер. Цити руя известные слова В. И. Ленина о том, что Бедный грубоват, идет за читателем, исследователь практически относит их лишь к произведениям, идейная ошибоч ность которых была вскрыта в 30-х го дах («Слезай с печки!», «Перерва», «Бо гатыри»), Но ведь Владимир Ильич, в ■общем высоко ценивший поэтическую ра боту Демьяна Бедного, сделал свое кри тическое замечание гораздо раньше. В книге же трудно обнаружить хоть сколь ко-нибудь критический подход к поэзии Бедного периода гражданской войны, лет восстановления. В качестве шедевров приводятся иногда стихотворные стро ки весьма невысокого художественного качества. Заявив, что «художественные тексты поэта заключают в себе немало остроумных афоризмов, выразительных, запоминающихся фраз», исследователь приводит, между прочим, такие стихи: Нам, работникам фабрик и пашен. Никакой вместе дьявол не страшен. или: Н ельзя тянуть с народа последние средства Д л я поощрения министерского дармоедства. О каком эстетическом анализе можно говорить, если признавать эти посредст венные строки за образцы художествен ной афористики! Невольно перестаешь доверять вкусу и компетентности автора, когда выраже ние «площадь грязная» приводится в качестве образца «точности, конкретно сти, выразительности» «словесных кра сок» поэта (стр. 53). Доказательности — вот чего часто не достает очерку. Высоко оценивается поэтическая дея тельность Д. Бедного периода Великой Отечественной войны, некоторые произ ведения поэта автор ставит на уровень самых высоких поэтических удач того времени: «По идейной целенаправленно сти, яркости красок и звучности стиха повесть Д. Бедного «Хозяин» заслужи вает быть поставленной в один ряд с на иболее значительными достижениями со ветской поэзии периода Великой Оте чественной войны» (стр. 165). Но тезис этот не доказывается, и читателю остает ся недоумевать, почему поэмы «Киров с нами» Н. Тихонова, «Сын» П. Антаколь- ского, «Василий Теркин» А. Твардовско го полюбились народу, а стихотворная повесть Д. Бедного «Хозяин» осталась и остается в тени. Если это несправедли во, исследователь обязан со всей стра стью доказать незаслуженность такой участи поэтического произведения, об наружить его достоинства, заставить чи тателя заинтересоваться им. Но этого автор не делает. В работе В. А. Дыбенко нет попытки проследить развитие стиля поэта. Прав да, в каждой главе анализу стилевых особенностей уделяется определенное, иной раз немалое место, но сводится этот анализ большей частью к констатации одних и тех же художественных особен ностей. «Как и раньше, поэт подчинял свое творчество задачам борьбы...»; «Как и раньше, ориентируясь на широкого на родного читателя, поэт использовал наи более демократические, массовые жан ры...»; «В 20-е годы Д. Бедный по-преж нему широко использовал Фольклорные формы...»; «Д. Бедный по-прежнему в форме сатирических памфлетов...» — та кие однотипные утверждения неизменно мелькают в каждой главе. А что в стиле 20-х или 30-х годов появилось нового, что стало не по-прежнему? Этот вопрос не ставится, а он особенно интересен, ибо читателю хочется увидеть поэта в движении, в поисках не только новых тем^ но и новых стилевых решений. Автор монографии рассказывает до сих пор неизвестный и любопытный факт творческой биографии Бедного — о свое образном соревновании юноши Ефима Придворова с известным в то время по этом К. Фофановым. Шестнадцатилет ний^Дридворов, не удовлетворенный по эмой Фофанова «Поэма лебедей», на писал на ее сюжет собственное произве дение. Сопоставляя поэмы, В. Дыбенко приходит к выводу: «Поэма Придворова, пронизанная лиризмом, вольнолюбивым стремлением к радостям жизни, выгод но отличается от риторической и схема тической поэмы Фофанова». Но приво димые в доказательство наивные и худо жественно беспомощные стихи юного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2