Сибирские огни, 1960, № 2

против воли, другую девочку («В таких же вот цветах, она лежала — мертвая — с игрушкою в руках»), призывает, не по­ боюсь этого слова, бороться за мир куда убедительнее, нежели стихи первого раз­ дела. «Мать» тематически перекликается с «Незаметно дни идут за днями». Прочи­ тав второе, трудно остаться равнодуш­ ным. Оно вызывает любовь и сочувствие к матери, вместе с поэтом осуждаешь ее сына, зачерствевшего душой, посылаю­ щего своей старушке матери лишь день­ ги, хотя она ждет от него теплого, ласко­ вого слова. В «Матери» сто строк, а во втором лишь двадцать, но насколько же оно сильнее! Обидно, очень обидно, что автор пере­ грузил свою книгу слабыми стихами. Они есть во всех разделах. Их настолько мно­ го, что общее впечатление от сборника может быть лишь неблагоприятным. Имеется в книжке еще один раздел, ко­ торый усугубляет это впечатление, раз­ дел «На литературные темы». Было бы нелепо, разумеется, упрекать М. Небогатова за то, что он пытается ос­ мыслить в стихах свою поэтическую ра­ боту, высказывает свое отношение к ней. В этом нет ничего зазорного. Но целый раздел!.. Не лучше ли было подождать с опубликованием подобных произведе­ ний и сначала завоевать право на это, чтобы не показаться нескромным? Т еб е сл уж у я строчкой каждой, Всей страстью сердца моего... А страсти-то как раз многим стихам и не хватает, не удается ее передать. Спра­ ведливо замечено: Есть стихи и есть поделки... ...мыслишки серы, чувства мелки... Хорошо, что М. Небогатов обстрелива­ ет пустые литературные поделки. Зло, может быть, даже незаслуженно зло он высмеял в одной из своих пародий поэта Н. Тряпкина, например. Но он не замеча­ ет, видимо, что ружье у него с кривым стволом. Оно бьет и по самому стрелку. Написать стишок — не трудно, Рифмой звякнуть — просто. М о л , безлюдно, тихо, чудно Ночью возле моста... А ведь по такому принципу написаны, к сожалению, многие стихи самого М. Небогатова. Из одной книги в дру­ гую переходят такие его сочинения: Есть стихи, как перезвоны Серебристого ручья, Есть, как легкое дыханье — Ветра вешнего струя; Есть, как звездочки сиянье, Как сиреневый закат И Т. Д. Это не пародия. М. Небогатов счел возможным включить подобные стихи в лучшие разделы сборника, хотя еще пять лет назад в рецензии на предыду­ щую его книжку А. Смердов писал о них: «Печать традиционности, готовых «лирических» штампов лежит в этих сти­ хах на всем — на словаре, на изобрази­ тельных средствах, на самой интонации... Много таких безличных, пустых и учени­ ческих стихов в лирике М. Небогатова, и, вероятно, поэт сам это понимает...» Мне думается тоже: да, понимает. Во время обсуждения его стихов, о котором я уже упоминал, он сам признал это. И вот поди ж ты... Книга вышла, но читатель не скажет за нее спасибо. Он прочтет на последней странице мелко набранную фамилию ре­ дактора К. Шиловой и, возможно, посо­ чувствует поэту, что К. Шилова оказа­ лась плохим, нетребовательным редак­ тором. А, между тем, сочувствовать Ми­ хаилу Небогатову как-то даже не хочет­ ся. Он сам во всем виноват. Еф. Б е л е н ь к и й n PARO НА МОНОГРАФИЮ Q публикование литературоведче- ^ ской монографии — большой твор­ ческий успех исследователя. Значение такой победы особенно отрадно, когда она одержана периферийным ученым. Вот почему с чувством уважения берет­ ся в руки объемистая, в 200 с лишним страниц, книга преподавателя Новоси­ бирского пединститута В. А. Цыбенко «Демьян Бедный»1. Ознакомление с ра­ ботой убеждает, что это результат серь­ езного труда. В литературоведческий оборот впервые вводится много новых и безусловно ценных материалов, обогаща­ ющих представление читателя об одном из крупнейших поэтов советской эпохи. Уточняется дата начала поэтической деятельности поэта, цитируются до сих пор неизвестные юношеские опыты Ефи­ ма Придворова, шире, чем обычно, пред­ ставлено его творчество периода «Рус­ ского богатства» и других периодов. Осо­ бый интерес вызывает целиком основан­ ная на архивных розысканиях глава «Горная порода». В книге прослеживается весь творче­ ский путь поэта, многие наблюдения и выводы верны и полезны. И все же очерк во многом разочаровы­ вает. Если по материалу он полнее и бо­ гаче, чем исследования о Бедном, обна­ 1 В. Цыбенко. Д емьян Бедный. Очерк творчест­ ва. «Учены е записки Новосибирского педагогиче­ ского института». 1958 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2