Сибирские огни, 1960, № 2
против воли, другую девочку («В таких же вот цветах, она лежала — мертвая — с игрушкою в руках»), призывает, не по боюсь этого слова, бороться за мир куда убедительнее, нежели стихи первого раз дела. «Мать» тематически перекликается с «Незаметно дни идут за днями». Прочи тав второе, трудно остаться равнодуш ным. Оно вызывает любовь и сочувствие к матери, вместе с поэтом осуждаешь ее сына, зачерствевшего душой, посылаю щего своей старушке матери лишь день ги, хотя она ждет от него теплого, ласко вого слова. В «Матери» сто строк, а во втором лишь двадцать, но насколько же оно сильнее! Обидно, очень обидно, что автор пере грузил свою книгу слабыми стихами. Они есть во всех разделах. Их настолько мно го, что общее впечатление от сборника может быть лишь неблагоприятным. Имеется в книжке еще один раздел, ко торый усугубляет это впечатление, раз дел «На литературные темы». Было бы нелепо, разумеется, упрекать М. Небогатова за то, что он пытается ос мыслить в стихах свою поэтическую ра боту, высказывает свое отношение к ней. В этом нет ничего зазорного. Но целый раздел!.. Не лучше ли было подождать с опубликованием подобных произведе ний и сначала завоевать право на это, чтобы не показаться нескромным? Т еб е сл уж у я строчкой каждой, Всей страстью сердца моего... А страсти-то как раз многим стихам и не хватает, не удается ее передать. Спра ведливо замечено: Есть стихи и есть поделки... ...мыслишки серы, чувства мелки... Хорошо, что М. Небогатов обстрелива ет пустые литературные поделки. Зло, может быть, даже незаслуженно зло он высмеял в одной из своих пародий поэта Н. Тряпкина, например. Но он не замеча ет, видимо, что ружье у него с кривым стволом. Оно бьет и по самому стрелку. Написать стишок — не трудно, Рифмой звякнуть — просто. М о л , безлюдно, тихо, чудно Ночью возле моста... А ведь по такому принципу написаны, к сожалению, многие стихи самого М. Небогатова. Из одной книги в дру гую переходят такие его сочинения: Есть стихи, как перезвоны Серебристого ручья, Есть, как легкое дыханье — Ветра вешнего струя; Есть, как звездочки сиянье, Как сиреневый закат И Т. Д. Это не пародия. М. Небогатов счел возможным включить подобные стихи в лучшие разделы сборника, хотя еще пять лет назад в рецензии на предыду щую его книжку А. Смердов писал о них: «Печать традиционности, готовых «лирических» штампов лежит в этих сти хах на всем — на словаре, на изобрази тельных средствах, на самой интонации... Много таких безличных, пустых и учени ческих стихов в лирике М. Небогатова, и, вероятно, поэт сам это понимает...» Мне думается тоже: да, понимает. Во время обсуждения его стихов, о котором я уже упоминал, он сам признал это. И вот поди ж ты... Книга вышла, но читатель не скажет за нее спасибо. Он прочтет на последней странице мелко набранную фамилию ре дактора К. Шиловой и, возможно, посо чувствует поэту, что К. Шилова оказа лась плохим, нетребовательным редак тором. А, между тем, сочувствовать Ми хаилу Небогатову как-то даже не хочет ся. Он сам во всем виноват. Еф. Б е л е н ь к и й n PARO НА МОНОГРАФИЮ Q публикование литературоведче- ^ ской монографии — большой твор ческий успех исследователя. Значение такой победы особенно отрадно, когда она одержана периферийным ученым. Вот почему с чувством уважения берет ся в руки объемистая, в 200 с лишним страниц, книга преподавателя Новоси бирского пединститута В. А. Цыбенко «Демьян Бедный»1. Ознакомление с ра ботой убеждает, что это результат серь езного труда. В литературоведческий оборот впервые вводится много новых и безусловно ценных материалов, обогаща ющих представление читателя об одном из крупнейших поэтов советской эпохи. Уточняется дата начала поэтической деятельности поэта, цитируются до сих пор неизвестные юношеские опыты Ефи ма Придворова, шире, чем обычно, пред ставлено его творчество периода «Рус ского богатства» и других периодов. Осо бый интерес вызывает целиком основан ная на архивных розысканиях глава «Горная порода». В книге прослеживается весь творче ский путь поэта, многие наблюдения и выводы верны и полезны. И все же очерк во многом разочаровы вает. Если по материалу он полнее и бо гаче, чем исследования о Бедном, обна 1 В. Цыбенко. Д емьян Бедный. Очерк творчест ва. «Учены е записки Новосибирского педагогиче ского института». 1958 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2