Сибирские огни, 1960, № 2

Беда подобных стихов не только в том, что они лишены поэтичности, свежести. Было бы неправильно считать, что обще­ доступная мысль здесь лишь повторяет­ ся. Нет, хорошая и понятная мысль здесь, помимо желания автора, еще и компрометируется, так как в спешке до­ водится до примитива. «Хотят, чтоб мать была солдаткой, а может статься, и вдо­ вой». Не гнев, а лишь улыбку могут вы­ звать такие строки. Настоящее, глубокое чувство не допустило бы совсем неумест­ ного в данном случае: «а может стать­ ся...» Или дальше: враги хотят, «чтоб не резвились наши дети, а преврати­ лись бы в калек». Ну кому, скажите, нужно такое предельно примитивное тол­ кование целей наших врагов?! Подобны­ ми строчками не воспламенишь гнев в сердце читателя, ведь они по своей сути холодны и равнодушны. А вот другое стихотворение: В бой пошли вчерашние парнишки, Хоть мечтали вовсе не о том. Дым пожарищ... Огненные вспышки... Свист снарядов... Орудийный гром... О войне написано немало, Лиш ь одно добавить я могу: Сибиряк, простой и скромный малый, Был грозою, страшен был врагу... („На улице Героя") Скучно, вяло, прозаично? К сожале­ нию, да. А ведь автор и сам чувствует это. Он даже пытается оправдать свои серые строчки: дескать, что поделаешь, «о войне написано немало». Но и та ма­ лость, которую он добавляет, тоже похо­ жа на отписку. Читаешь раздел «Советская улица» и то и дело ловишь себя на мысли: «Ну, совершенно же нечего сказать поэту!» За окном совсем темно. Д ен ь еще не скоро... Что-то, знать, покою нет, Н е д о сна старухе. Ходит-бродит, встав чуть свет, И молчит. Н е в духе. Подступиться нету сил. Трудно подступиться... Так начинается стихотворение «Мать». Типичный пример многословия. Старуш­ ка мать сетует на своих взрослых детей, что они не приехали навестить ее. а ста­ рик отец в порядке утешения объясняет, что дети заняты тем-то и тем-то, поэтому, мол, и не приехали. Старший, Коля , инженер — Где-то в Т у ле , в тресте... Средний, Степа, капитан — Н а Цимлянском море... Саша, младшенький, и тот Хочет стать поэтом... И так, за «куплетом» «куплет», целых сто строк, чтобы в конце сказать такие же в сущности невесомые слова: И Петровна веселей С тала улыбаться. Все содержание стихотворения пол­ ностью укладывается в одну строфу: У детей — свои дела . Брось на них сердиться. Ну , а то, что напекла, — Праздник! — пригодится. Буквально: «один куплет на сотню строк». В защиту этого стихотворения можно сказать, правда, что в нем все-таки как- то намечен образ женщины-матери. Ну, что же, пусть намечен. Можно согла­ ситься и с тем, что это стихотворение было когда-то даже достижением М. Не­ богатова. Он опубликовал его в свое вре­ мя, теперь научился писать лучше, и по­ ра посмотреть ему на него уже другими глазами. Но где же они. те самые лучшие сти­ хи, которые заставляли видеть в Михаи­ ле Небогатове своеобразного и искренне­ го поэта? Да, они встречаются и в первом раз­ деле (редко) и в разделах «Раздумья» и «Заречная даль» (чаще). Они запомни­ лись мне во время коллективного разго­ вора о творчестве поэта, и приятно было встретить их сейчас в книжке. Вновь я прочитал в книге и знакомую уже поэму «Братья». Раньше она назы­ валась «В родной семье». Все то, что бы­ ло в ней привлекательным, сохранилось. Но сохранились также и ее серьезные недостатки. Кроме этой поэмы, в сборник вошли еще два больших произведения— «Фекла Ниловна» и «У нас в посел­ ке». «Фекла Ниловна» — всего лишь неза­ мысловатый рассказ в стихах об одном из эпизодов гражданской войны. Здесь нет и попытки создания полнокровного человеческого характера, такую цель, су­ дя по всему, поэт перед собою даже и не ставил. Главы из лирической поэмы «У нас в поселке» тоже не открывают нам какую- либо новую сторону действительности. Незамысловатая любовная история с тра­ диционным треугольником: он — она — он. Рассказано просто, не без души, но и без особенной необходимости. И вот, когда пожелаешь найти лучшее, что есть у М. Небогатова, кроме глав из «Братьев», вновь возвращаешься к его стихотворениям «Русский поклон», «Все­ сильна жизнь», «Легко на воле дышит­ ся», «Тропка», «Опять в саду цветет си-1 рень», «Незаметно дни идут за днями», «Нестареющая, вечная», «Начало зи­ мы», «Перепелка». В этих стихах поэт решает, по сути дела, те же темы, что и в первом разделе. Он говорит о любви к родному краю, к его людям, поднимает свой голос в защиту мира. Но — удиви­ тельное дело — здесь М. Небогатов предстает в совершенно ином качестве. Стихи его короче, но красочнее, весомее, задушевнее. Сравнительно небольшое произведение «Легко на воле дышится», где автор, глядя на свою дочку, вспоминает, как бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2