Сибирские огни, 1960, № 2
Беда подобных стихов не только в том, что они лишены поэтичности, свежести. Было бы неправильно считать, что обще доступная мысль здесь лишь повторяет ся. Нет, хорошая и понятная мысль здесь, помимо желания автора, еще и компрометируется, так как в спешке до водится до примитива. «Хотят, чтоб мать была солдаткой, а может статься, и вдо вой». Не гнев, а лишь улыбку могут вы звать такие строки. Настоящее, глубокое чувство не допустило бы совсем неумест ного в данном случае: «а может стать ся...» Или дальше: враги хотят, «чтоб не резвились наши дети, а преврати лись бы в калек». Ну кому, скажите, нужно такое предельно примитивное тол кование целей наших врагов?! Подобны ми строчками не воспламенишь гнев в сердце читателя, ведь они по своей сути холодны и равнодушны. А вот другое стихотворение: В бой пошли вчерашние парнишки, Хоть мечтали вовсе не о том. Дым пожарищ... Огненные вспышки... Свист снарядов... Орудийный гром... О войне написано немало, Лиш ь одно добавить я могу: Сибиряк, простой и скромный малый, Был грозою, страшен был врагу... („На улице Героя") Скучно, вяло, прозаично? К сожале нию, да. А ведь автор и сам чувствует это. Он даже пытается оправдать свои серые строчки: дескать, что поделаешь, «о войне написано немало». Но и та ма лость, которую он добавляет, тоже похо жа на отписку. Читаешь раздел «Советская улица» и то и дело ловишь себя на мысли: «Ну, совершенно же нечего сказать поэту!» За окном совсем темно. Д ен ь еще не скоро... Что-то, знать, покою нет, Н е д о сна старухе. Ходит-бродит, встав чуть свет, И молчит. Н е в духе. Подступиться нету сил. Трудно подступиться... Так начинается стихотворение «Мать». Типичный пример многословия. Старуш ка мать сетует на своих взрослых детей, что они не приехали навестить ее. а ста рик отец в порядке утешения объясняет, что дети заняты тем-то и тем-то, поэтому, мол, и не приехали. Старший, Коля , инженер — Где-то в Т у ле , в тресте... Средний, Степа, капитан — Н а Цимлянском море... Саша, младшенький, и тот Хочет стать поэтом... И так, за «куплетом» «куплет», целых сто строк, чтобы в конце сказать такие же в сущности невесомые слова: И Петровна веселей С тала улыбаться. Все содержание стихотворения пол ностью укладывается в одну строфу: У детей — свои дела . Брось на них сердиться. Ну , а то, что напекла, — Праздник! — пригодится. Буквально: «один куплет на сотню строк». В защиту этого стихотворения можно сказать, правда, что в нем все-таки как- то намечен образ женщины-матери. Ну, что же, пусть намечен. Можно согла ситься и с тем, что это стихотворение было когда-то даже достижением М. Не богатова. Он опубликовал его в свое вре мя, теперь научился писать лучше, и по ра посмотреть ему на него уже другими глазами. Но где же они. те самые лучшие сти хи, которые заставляли видеть в Михаи ле Небогатове своеобразного и искренне го поэта? Да, они встречаются и в первом раз деле (редко) и в разделах «Раздумья» и «Заречная даль» (чаще). Они запомни лись мне во время коллективного разго вора о творчестве поэта, и приятно было встретить их сейчас в книжке. Вновь я прочитал в книге и знакомую уже поэму «Братья». Раньше она назы валась «В родной семье». Все то, что бы ло в ней привлекательным, сохранилось. Но сохранились также и ее серьезные недостатки. Кроме этой поэмы, в сборник вошли еще два больших произведения— «Фекла Ниловна» и «У нас в посел ке». «Фекла Ниловна» — всего лишь неза мысловатый рассказ в стихах об одном из эпизодов гражданской войны. Здесь нет и попытки создания полнокровного человеческого характера, такую цель, су дя по всему, поэт перед собою даже и не ставил. Главы из лирической поэмы «У нас в поселке» тоже не открывают нам какую- либо новую сторону действительности. Незамысловатая любовная история с тра диционным треугольником: он — она — он. Рассказано просто, не без души, но и без особенной необходимости. И вот, когда пожелаешь найти лучшее, что есть у М. Небогатова, кроме глав из «Братьев», вновь возвращаешься к его стихотворениям «Русский поклон», «Все сильна жизнь», «Легко на воле дышит ся», «Тропка», «Опять в саду цветет си-1 рень», «Незаметно дни идут за днями», «Нестареющая, вечная», «Начало зи мы», «Перепелка». В этих стихах поэт решает, по сути дела, те же темы, что и в первом разделе. Он говорит о любви к родному краю, к его людям, поднимает свой голос в защиту мира. Но — удиви тельное дело — здесь М. Небогатов предстает в совершенно ином качестве. Стихи его короче, но красочнее, весомее, задушевнее. Сравнительно небольшое произведение «Легко на воле дышится», где автор, глядя на свою дочку, вспоминает, как бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2