Сибирские огни, 1960, № 2

Мне остается целая жизнь. Чтобы лю би ть тебя. М. Борисова владеет стихом, умеет найти яркий, точный образ, в котором есть глубина обобщения. «Не спят вок­ залы, как заставы у времени на рубе­ жах». — так завершается стихотворение «Ночной вокзал». Рисуя наших солдат, отступающих в первый год войны, по­ этесса говорит: «опаленная боем стер­ ня солдат встречала в штыки». Тут ла­ конично сказано о многом. В стихах не­ мало выразительных эпитетов. О дожд­ ливой ночи на поле говорится: «Хлюп­ кая тишина». Но далеко не всегда М. Борисова ос­ тается верной требовательности, вкусу, художнической точности. Слишком мно­ гое она пока себе прощает. А разве мо­ жно простить такие, например, рифмы: «черемуха — поземкою», «избыток сил —сытости», «склонны — ладонях»? Бывает, что поэты свою небрежность пы­ таются оправдать тем, что это, мол, ассо­ нансная рифма. Но ассонанс имеет свои законы, вовсе не прикрывающие неряш­ ливости поэта. А чем можно оправдать такой образ? На доске написано кем-то: «Я вас люблю, Надя». Поэтесса восклицает: «Из этих досок надо б — колыбели». Да, колыбели бывают и плетеные, и из железных прутьев с сеткой, и деревян­ ные. Но поэтически это не воспринимает­ ся. Что-то сколоченное из досок сразу снижает высокое восприятие образа ко­ лыбели. Остается ящик. А если вдумать­ ся в подтекст, то получается еще ху ­ же, еще вульгарней. Почему если лю­ бовь, то сразу надо думать о деторожде­ нии? Вкус изменил поэтессе, и вместо возвышенной патетики вышла баналь­ ность. Первая книга стихов Майи Борисовой свидетельствует о том, что восхождение началось, но что до перевала, даже пер­ вого, еще не близко. И все равно верит­ ся, что перевал будет достигнут — тро­ пы лучших стихов уверенно и упорно ведут к нему. И в а н В е т п у г и н „ОДИН КУПЛЕТ НА СОТНИ СТРОК.. ." П оэтов упрекают: почему вы так • • •* *редко и неохотно выступаете с рецензиями на книжки своих собратьев по перу? Это было бы полезно и для вас «самих и для ваших читателей!.. Нечто подобное услышал и я, едва в моих ру­ ках оказался новый сборник кемеровско­ го поэта Михаила Небогатова. А почему бы, действительно, не поделиться своими мыслями о работе товарища? Лет десять назад, приехав в Новоси­ бирск по приглашению редакции журна­ ла «Сибирские огни», М. Небогатов чи­ тал нам свою первую большую поэму «Братья». В ней рассказывалось о жиз­ ненном пути деревенского паренька Ни­ колая Петрова, вступившего в большую семью шахтеров. Произведение было композиционно рыхлым, многословным. Автор, облегчая свою задачу, убрал с пути героя многие, казалось бы, неизбеж­ ные трудности. Поэма нуждалась в очень большой доработке. С этим согласились все, принимавшие участие в ее обсужде­ нии. Но мне запомнилось другое... Часто, очень часто, когда автор—не­ зависимо, молодой он или старый,—вы­ носит на товарищеское обсуждение свое новое детище, ему приходится слышать это. скажем прямо, не совсем приятное пожелание: «надо дорабатывать». Таки­ ми словами заканчиваются многие об­ суждения, но «погода» в комнате, где произносятся эти слова, не всегда бывает одинаковой. Иногда она солнечная, но бывает и беспросветно пасмурной. Про­ изнесено «надо дорабатывать», а веры в то, что произведение после доработки будет лучше, у присутствующих нет. Это понятно и автору. Воцаряется чув­ ство какой-то взаимной неловкости, как будто что-то умышленно осталось недо­ говоренным. Но вот начался разговор о произведении М. Небогатова, и в комна­ те сразу стало светлее. Всем были вид­ ны очевидные просчеты молодого поэта, его неопытность, но то и дело в поэме вспыхивали искорки настоящей поэзии, слышался голос, в котором были и ис­ креннее чувство и свежесть. Хорошо удалось передать М. Небога- тову душевное состояние своего героя, впервые спустившегося в шахту. Просто и в то же время поэтически точно были нарисованы картины в забое, та обста­ новка, в которой предстояло работать Николаю, причем все это показывалось через восприятие именно героя, а не рас­ сказчика, что не так-то легко сделать. Эти страницы, да и многие другие места поэмы заставляли не только верить в успешное завершение работы над произ­ ведением, но и ожидать этого заверше­ ния, что не совсем одно и то же. «Нужно дорабатывать!»— теперь уже звучало не как утешение, а как призна­ ние первого успеха, как товарищеское требование — «а ну, напряги свои силы, ты же можешь, смотри, как хорошо у тебя получается!..» Все были убеждены, что М. Небогатов так это и понял. Вспоминается мне и еще один коллек­ тивный разговор о творчестве М. Небо­ гатова. Он состоялся приблизительно за год до выхода в свет той самой книги, что лежит сейчас у меня на столе. У М.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2