Сибирские огни, 1960, № 2
Мне остается целая жизнь. Чтобы лю би ть тебя. М. Борисова владеет стихом, умеет найти яркий, точный образ, в котором есть глубина обобщения. «Не спят вок залы, как заставы у времени на рубе жах». — так завершается стихотворение «Ночной вокзал». Рисуя наших солдат, отступающих в первый год войны, по этесса говорит: «опаленная боем стер ня солдат встречала в штыки». Тут ла конично сказано о многом. В стихах не мало выразительных эпитетов. О дожд ливой ночи на поле говорится: «Хлюп кая тишина». Но далеко не всегда М. Борисова ос тается верной требовательности, вкусу, художнической точности. Слишком мно гое она пока себе прощает. А разве мо жно простить такие, например, рифмы: «черемуха — поземкою», «избыток сил —сытости», «склонны — ладонях»? Бывает, что поэты свою небрежность пы таются оправдать тем, что это, мол, ассо нансная рифма. Но ассонанс имеет свои законы, вовсе не прикрывающие неряш ливости поэта. А чем можно оправдать такой образ? На доске написано кем-то: «Я вас люблю, Надя». Поэтесса восклицает: «Из этих досок надо б — колыбели». Да, колыбели бывают и плетеные, и из железных прутьев с сеткой, и деревян ные. Но поэтически это не воспринимает ся. Что-то сколоченное из досок сразу снижает высокое восприятие образа ко лыбели. Остается ящик. А если вдумать ся в подтекст, то получается еще ху же, еще вульгарней. Почему если лю бовь, то сразу надо думать о деторожде нии? Вкус изменил поэтессе, и вместо возвышенной патетики вышла баналь ность. Первая книга стихов Майи Борисовой свидетельствует о том, что восхождение началось, но что до перевала, даже пер вого, еще не близко. И все равно верит ся, что перевал будет достигнут — тро пы лучших стихов уверенно и упорно ведут к нему. И в а н В е т п у г и н „ОДИН КУПЛЕТ НА СОТНИ СТРОК.. ." П оэтов упрекают: почему вы так • • •* *редко и неохотно выступаете с рецензиями на книжки своих собратьев по перу? Это было бы полезно и для вас «самих и для ваших читателей!.. Нечто подобное услышал и я, едва в моих ру ках оказался новый сборник кемеровско го поэта Михаила Небогатова. А почему бы, действительно, не поделиться своими мыслями о работе товарища? Лет десять назад, приехав в Новоси бирск по приглашению редакции журна ла «Сибирские огни», М. Небогатов чи тал нам свою первую большую поэму «Братья». В ней рассказывалось о жиз ненном пути деревенского паренька Ни колая Петрова, вступившего в большую семью шахтеров. Произведение было композиционно рыхлым, многословным. Автор, облегчая свою задачу, убрал с пути героя многие, казалось бы, неизбеж ные трудности. Поэма нуждалась в очень большой доработке. С этим согласились все, принимавшие участие в ее обсужде нии. Но мне запомнилось другое... Часто, очень часто, когда автор—не зависимо, молодой он или старый,—вы носит на товарищеское обсуждение свое новое детище, ему приходится слышать это. скажем прямо, не совсем приятное пожелание: «надо дорабатывать». Таки ми словами заканчиваются многие об суждения, но «погода» в комнате, где произносятся эти слова, не всегда бывает одинаковой. Иногда она солнечная, но бывает и беспросветно пасмурной. Про изнесено «надо дорабатывать», а веры в то, что произведение после доработки будет лучше, у присутствующих нет. Это понятно и автору. Воцаряется чув ство какой-то взаимной неловкости, как будто что-то умышленно осталось недо говоренным. Но вот начался разговор о произведении М. Небогатова, и в комна те сразу стало светлее. Всем были вид ны очевидные просчеты молодого поэта, его неопытность, но то и дело в поэме вспыхивали искорки настоящей поэзии, слышался голос, в котором были и ис креннее чувство и свежесть. Хорошо удалось передать М. Небога- тову душевное состояние своего героя, впервые спустившегося в шахту. Просто и в то же время поэтически точно были нарисованы картины в забое, та обста новка, в которой предстояло работать Николаю, причем все это показывалось через восприятие именно героя, а не рас сказчика, что не так-то легко сделать. Эти страницы, да и многие другие места поэмы заставляли не только верить в успешное завершение работы над произ ведением, но и ожидать этого заверше ния, что не совсем одно и то же. «Нужно дорабатывать!»— теперь уже звучало не как утешение, а как призна ние первого успеха, как товарищеское требование — «а ну, напряги свои силы, ты же можешь, смотри, как хорошо у тебя получается!..» Все были убеждены, что М. Небогатов так это и понял. Вспоминается мне и еще один коллек тивный разговор о творчестве М. Небо гатова. Он состоялся приблизительно за год до выхода в свет той самой книги, что лежит сейчас у меня на столе. У М.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2