Сибирские огни, 1960, № 2
мечтаниями павших за Родину. Это мысль поэтическая, потому что М. Бо рисова нашла .глубинный психологиче ский поворот: погибший выиграл спор руками трго, кто спорил с ним, кто ос тался жить и исполнил его мечту. Не менее выразительна и «Баллада о газетчике». Газетчик приехал за инфор мацией в колхоз, но встретил там расте рянность перед непрерывными дождями, которые губили хлеб. Он спрятал блок нот и поднял людей на спасение уро жая. Возвратился в город к утру. Через сутки — . М етался в жару, Сдав о тделу в положенный срок Информацию в тридцать строк. Художественное достоинство лучших стихотворений М. Борисовой заключает ся в том, что поэтесса, не растекаясь в описательстве, умеет найти главную де таль, которая характеризует ее героев. Газетчик поднял людей на уборку — это хорошая черта. Но характер его осве щается особенно ярко, когда мы узнаем об информации «в тридцать строк», сданной «в положенный срок». Тут мы как-то враз воспринимаем и граж данскую доблесть героя, и человеческую скромность его, и преданность долгу журналиста. М. Борисова любит раскрывать на пряженные эмоции человека при сверше нии им больших общественных дел. И в лучших стихах это удается ей. Эта тропа, на которой лежит и хоро шее стихотворение «Ленинграду», по жалуй, особенно далеко ушла к первому перевалу. Но подчас тропа теряется, петляет,— когда поэтесса сворачивает на проторен ные дорожки, оставляет поиски формы, уходит от психологической глубины. Вот, например, стихотворение «Из Москвы». Ядрышко поэзии есть в за мысле Этого стихотворения: москвичка, приехав работать в Сибирь, все говори ла: «У нас в Москве»: а потом, приехав в Москву, впервые сказала: «У нас в Сибири». Но поэтичность замысла мо жет раскрыться лишь в поэтической форме. Мы же встречаем обнаженную, необразную констатацию поступков ге роини: Начальникам возражать научилась. Стала с товарищами смелей. Первую премию получила: Отрез на платье и сто рублей. То же самое можно сказать и о сти хотворении «Огни в ночи». Герой впер вые понял, «что такое хлеб». Это круп ное обогащение мировосприятия не мо жет быть раскрыто при помощи изно шенных деталей: «Упорное урчание ма шин», «Огни большой страды», «Мото ров рык». Со стороны увидены эти об щеизвестные приметы уборки. Поэтому создается впечатление, будто понять, «что такое хлеб», может любой, случай но, с мимо идущего тракта, увидевший страду. А ведь поэтесса хотела изобра зить юношу, который впервые поработал сам. ! В противоположность реальным, гор ным или лесным, тропам — проторенные тропы в поэзии никуда не ведут. Таких необязательных, по шаблону построенных стихов в книге немало. Ни чего не прибавляет в поэзии шутливая «Редакционная весна». После Маяков ского, который однажды изобразил, как весной милиционеры раздают прохожим апельсины, такие стихи стало писать лег ко. Тысячной вариацией является и «Командировка», где «герои в стеганках ватных, пропыленные до черноты», и «Березка», и «Мост» с его древним сим волом: «Две дороги слить в одну дорогу, две судьбы сплести в одну судьбу»; Не всегда поэтесса ясно мыслит, и тогда даже наличие поэтически сильных строк не спасает стихотворения. М. Бо рисова впечатляюще рисует, как солнце «в каждой канаве и в каждой луже свер кало, плескалось, смеялось». А вывод та кой: Мож ет быть, слава тебя закружит, Жизнь покажет грязное донце... к Вспомни: \ солнце плескалось в луж ах , , , Н е пачкаясь. П отом у что -г- солнце. Это воспринимается так: если ты чист и ясен, как солнце, То валяйся в любой грязи — не запачкаешься. Вряд ли поэтесса всерьез желала поднести чи тателю подобный Самонадеянно-циниче ский совет. Но получилось именно так. Извечная истина, что творческий ус пех лежит лишь там, где точным мыс лям и ясным чувствам сопутствует счаст ливо найденная форма, оказалась непре ложной и для Майи Борисовой. Этот успех виден не только в гражданской ли рике баллад, но и в любовной лирике «Черемухи», «Дорожного». В «Дорожном» не называются чувст ва, обуревающие влюбленных, у кото рых близится разлука. Но эти чувства непрерывно присутствуют. Мы ощущаем их в обостренном внимании к деталям пейзажа, меняющегося за вагонным ок ном. И каждое изменение в пейзаже сло вно отсчитывает время, говоря о приб лижении к городу, к станции. «И мне остается всего лишь час, чтобы глядеть на тебя», «И мне остается лишь полчаса, чтобы с тобою быть», «И мне остается десять минут, чтобы проститься с тобой». Этот взволнованный рефрен пронизывает все стихотворение, чтобы в заключитель ной строфе, наконец, прорваться слова ми любви:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2