Сибирские огни, 1960, № 2
шимся над страной революционным ура ганом. Поставив в центре повествования недавнего крестьянина, солдата Андрея Шабрина, автор развернул поистине грандиозную панораму, отразившую стремительный поток событий, лиц, фак тов, взметнувшихся на поверхность этого необычного, расплескавшегося из края в край весеннего половодья. Революционное брожение в царской армии, Февральская и Октябрьская ре волюции, настроение самых широких масс города и деревни, накаленные до предела политические споры большеви ков с эсерами и меньшевиками в их борь бе за влияние на массы, экзотически красочные и живописные фигуры отдель ных солдат и матросов, поднятых на гре бень революционной волны, самоотвер женная работа центросибирцев, подполье и открытая вооруженная борьба — все это нашло себе место на грандиозном по лотне, нарисованном вдумчивым и наб людательным художником. «Половодье» — произведение в зна чительной степени автобиографическое. Главный герой романа Андрей Шабрин вобрал в себя многое из пережитого и виденного самим писателем. Вместе с тем этот образ довольно типичен и ха рактерен для умонастроения и судьбы рядового сибирского мужика, разбужен ного революцией. Элементы рефлексии и резонерства, политической мягкотелости и нерешительности, постоянная боязнь активного и быстрого действия («только погубим людей»), налет абстрактного гу манизма, человеколюбия вообще — ка чества, свойственные сотням и тысячам Шабриных, втянутых в самую гущу со бытий. И все-таки, пожалуй, централь ным героем книги является не Шабрин. Он скорее простой рассказчик и регист ратор событий. В нем что-то есть от по зиции созерцателя. Но за спиной Шабрн- на, в его внешне бесстрастном повество вании, страдающем иногда описатель- ностью, встает подлинный герой книги— народ, будь то опытный и искусный по литик, старый подпольщик Фортунаг Вихрев или беззаветно храбрый, умный и талантливый командир, в прошлом прапорщик Сергей Лузин, в котором чи тателю легко узнать образ легендарного Лазо, или же, наконец, матрос, отчаян ная сорви-голова Яшка Забродин. «Половодье» до предела насыщено электрическими разрядами эпохи. Пер вые успехи и первые неудачи Советской власти в большом сибирском городе, Второй Всесибирский съезд Советов, вы ступление белочехов и Семенова, мину ты поражений и тягостного отступления на Восток, чтобы там продолжать борь бу, вобрал в себя этот роман. Десятки персонажей живут, волнуются, терпят поражение и побеждают на страницах книги. «Половодьем» завершается одна из ведущих тем в творчестве писателя — тема гражданской войны. Она открыва лась поэмой «Партизаны», была продол жена в очерках и повестях «Кровь на мостовых», «Саяны шумят», «Крутые- перевалы» и, наконец, вылилась в широ кое эпическое полотно романа. В целом эти произведения стали своего рода ху дожественной летописью гражданской войны на обширных пространствах Вос точной Сибири. Ни один более или ме нее значительный этап революции, вско лыхнувший эти просторы, ни одно поли тически важное событие, от начала дви жения и до окончательной победы над Колчаком, не остались незамеченными и не выпали из поля зрения художника. Писатель рассказывал только о том, что» он хорошо знал, опираясь на свой бога тейший жизненный опыт. Это в равной мере относится и к произведениям, вы росшим на материале гражданской вой ны, и к книгам, написанным на совре менную писателю тему. Всем его рома нам, созданным на материале современ ности, предшествовала огромная подго товительная работа, непосредственное изучение действительности на месте бу дущего действия героев. Замечательной особенностью романов. Петрова о современности является не только широта охвата действительности и постановка глубоких, принципиальных проблем жизни, поданных в острых кол лизиях и жизненных конфликтах, но и самое, пожалуй, главное — успешное творческое решение проблемы положи тельного героя. В этом отношении опыт, накопленный писателем, весьма поучи телен. Как это ни покажется странным, но об раз положительного героя в романах о современности у Петрова получился ин дивидуально ярче, внутренне богаче и многограннее, чем в произведениях на историко-революционную тему. Вероят но, в «Борели» и «Золоте» мы имеем де ло с большим художественным отвлече нием, с большим творческим синтезом, нежели в повестях о гражданской вой не, где художника подчас вытеснял исто рик и мемуарист. Да и в названных романах образ по ложительного героя не оставался раз и навсегда данным и неизменным: он пре терпел определенную эволюцию. Поучи тельно в этом отношении сопоставить хо тя бы образы Василия Медведева и Гурьяна Нарыкова. Герой «Золота», на следуя лучшие черты характера своего- предшественника. вместе с тем значи тельно обогащается; он становится внут ренне ярче, психологически глубже, не- утрачивая одновременно медведевской собранности и цельности натуры. Такти ка его борьбы неизмеримо гибче и раз нообразнее. Гурьян действует в иной об становке и иных условиях. Выросли лю ди. и вырос он сам. Важно подчеркнуть, что положитель ные герои Петрова при всей их внутрен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2