Сибирские огни, 1960, № 2

нове предысторией развернувшихся позд­ нее событий. В первых главах книги ве­ ликолепно передан необычный и непов­ торимый колорит старой таежной Сиби­ ри. суровый быт и жестокие нравы кон­ довых золотоискателей, облик прежнего Иркутска — города извозчиков, кривых и плохо освещенных улиц с маленькими деревянными домишками, города воров­ ских притонов и залихватских ночных налетчиков-кошевников. Вместе с не­ опытным и простодушным деревенским парнем Гурьяном Нарыковым — глав­ ным героем романа — читатель попадал в этот страшный мир, где разыгрыва­ лись человеческие драмы, шла жестокая, беспощадная борьба, лилась кровь во имя и ради одного-единственною бога— наживы. В книге перед читателем прохо­ дит жизнь далеких окраин бывшей Рос­ сии, оживает время, когда лихорадочная жажда личного обогащения гнала от­ дельных, смелых и придприимчивых людей в глухие таежные дебри, заставля­ ла переживать десятки опаснейших при­ ключений, чтобы потом неделю-другую безудержно кутить, носить бархатные портянки или же оказаться обобранным в первом трактире. Но основное действие романа сосредо­ точено не на этих суровых картинах без­ домной приискательской жизни былых старателей и «фартовых» людей. Гурья- на лишь мимоходом коснулось это леде­ нящее дыхание старой приискатель­ ской романтики, развеянной революцией. Читатель вплотную знакомится с ним тогда, когда он, малограмотный кресть­ янский парень, пройдя через фронты гражданской войны, отработав десяток лет простым шахтером в забое, стано­ вится директором Улентуйского приис­ ка. Действие в романе целиком строится на острых конфликтах и противоречиях. Коммунист Гурьян Нарыков. став руководителем предприятия, выдержива­ ет ожесточенное сопротивление старой технической интеллигенции, вдохновляе­ мой чванливым и самодовольным инже­ нером — американцем Гирланом. На прииске орудует группа вредителей, соз­ нательно свертывающая поисковые ра­ боты, замораживающая добычу золота и делающая все для консервации произ­ водства. Анархия на руднике усиливает­ ся и живучими среди части бывших ста- рателей-одиночек традициями старого приискательства с недельными загулами, картами и поножовщйной. Острота об­ щественного конфликта, в центре кото­ рого стоит новый директор, усложняется у Гурьяна еще семейными неурядицами. Жизненно и достоверно, с добротной психологической мотивировкой автор ри­ сует своего главного героя. В романе правдиво показана неукротимая энергия Гурьяна, реорганизующего рудник, ско­ лачивающего. опираясь на коммунистов, хороший рабочий коллектив, с большим трудом, напористо и властно ликвиди­ рующего последствия вредительства. Писателю удалось передать пафос со­ циалистического соревнования и упорное сопротивление темных сил прошлого, по­ казать нежность доверчиво раскрывше­ гося человеческого сердца и не знаю­ щую пределов озлобленность врага. На глазах читателя меняются и растут, вы­ прямляясь, люди — бывший беспризор­ ник Костя Мочалов, ставший начальни­ ком шахты, плотник Морозов, когда-то тосковавший по барину, у которого буд­ то бы привольно работалось, а теперь мечтающий о вступлении в партию. И все это сделано без нажима, не навязчи­ во, раскрыто в живом и противоречивом борении страстей. Почти у каждого из ге­ роев книги — а они довольно многочис­ ленны — своя судьба, свои порывы, свои страсти, свои думы и чаяния и, на­ конец, самое главное, свой характер, проявляющийся естественно и непринуж­ денно. Читатель запомнит и сварливую, рас­ полневшую мещанку Варвару с неиз­ менной кухонной тряпкой в руках, и хищного, нечистоплотного зверька На­ деньку Антропову, мечтавшую о «кра­ сивой» заграничной жизни, и ухарски- залихватского бандита Сашку Алданца, любящего, картинно подбоченясь, сы­ пать остротами и издеваться над новы­ ми порядками. По-настоящему сочен и выразителен язык романа. Но художник, изображая в ряде сцен книги бывших беспризорни­ ков и уголовников, увлекся живопис­ ностью этих типов и перегрузил повест­ вование, по справедливому замечанию В. Шишкова, блатной музыкой, словеч­ ками и выражениями, почерпнутыми из воровского жаргона. Иногда игра сло­ вом, комизм ситуации настолько увлека­ ют писателя, что ему начинает изменять чувство меры и художественного таута. Более того, в этих ситуациях он и не всегда оригинален. Так, повествование незадачливого Хлопушина о приобрете­ нии им коровы варьирует известный шо­ лоховский рассказ о том, как дед Щу- карь покупал свою лошадь. Роман «Золото» — плод большого и кропотливого творческого труда, тща­ тельного изучения материалов и источни­ ков. Страстный, всепокоряющий пафос утверждения правды новой жизни, оба­ ятельность и многогранность облика но­ вого положительного героя-коммуниста, органически связанного с народом и вы­ шедшего из недр его. делает талантливое произведение П. Петрова заметным и примечательным явлением советской литературы первой половины 30-х годов. Последним крупным произведением, вышедшим из-под пера писателя и уви­ девшим свет при его жизни, был роман «Половодье». На этот раз внимание ху­ дожника снова привлек широкий разлив моря народного, взбудораженного пронес­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2