Сибирские огни, 1960, № 2
нове предысторией развернувшихся позд нее событий. В первых главах книги ве ликолепно передан необычный и непов торимый колорит старой таежной Сиби ри. суровый быт и жестокие нравы кон довых золотоискателей, облик прежнего Иркутска — города извозчиков, кривых и плохо освещенных улиц с маленькими деревянными домишками, города воров ских притонов и залихватских ночных налетчиков-кошевников. Вместе с не опытным и простодушным деревенским парнем Гурьяном Нарыковым — глав ным героем романа — читатель попадал в этот страшный мир, где разыгрыва лись человеческие драмы, шла жестокая, беспощадная борьба, лилась кровь во имя и ради одного-единственною бога— наживы. В книге перед читателем прохо дит жизнь далеких окраин бывшей Рос сии, оживает время, когда лихорадочная жажда личного обогащения гнала от дельных, смелых и придприимчивых людей в глухие таежные дебри, заставля ла переживать десятки опаснейших при ключений, чтобы потом неделю-другую безудержно кутить, носить бархатные портянки или же оказаться обобранным в первом трактире. Но основное действие романа сосредо точено не на этих суровых картинах без домной приискательской жизни былых старателей и «фартовых» людей. Гурья- на лишь мимоходом коснулось это леде нящее дыхание старой приискатель ской романтики, развеянной революцией. Читатель вплотную знакомится с ним тогда, когда он, малограмотный кресть янский парень, пройдя через фронты гражданской войны, отработав десяток лет простым шахтером в забое, стано вится директором Улентуйского приис ка. Действие в романе целиком строится на острых конфликтах и противоречиях. Коммунист Гурьян Нарыков. став руководителем предприятия, выдержива ет ожесточенное сопротивление старой технической интеллигенции, вдохновляе мой чванливым и самодовольным инже нером — американцем Гирланом. На прииске орудует группа вредителей, соз нательно свертывающая поисковые ра боты, замораживающая добычу золота и делающая все для консервации произ водства. Анархия на руднике усиливает ся и живучими среди части бывших ста- рателей-одиночек традициями старого приискательства с недельными загулами, картами и поножовщйной. Острота об щественного конфликта, в центре кото рого стоит новый директор, усложняется у Гурьяна еще семейными неурядицами. Жизненно и достоверно, с добротной психологической мотивировкой автор ри сует своего главного героя. В романе правдиво показана неукротимая энергия Гурьяна, реорганизующего рудник, ско лачивающего. опираясь на коммунистов, хороший рабочий коллектив, с большим трудом, напористо и властно ликвиди рующего последствия вредительства. Писателю удалось передать пафос со циалистического соревнования и упорное сопротивление темных сил прошлого, по казать нежность доверчиво раскрывше гося человеческого сердца и не знаю щую пределов озлобленность врага. На глазах читателя меняются и растут, вы прямляясь, люди — бывший беспризор ник Костя Мочалов, ставший начальни ком шахты, плотник Морозов, когда-то тосковавший по барину, у которого буд то бы привольно работалось, а теперь мечтающий о вступлении в партию. И все это сделано без нажима, не навязчи во, раскрыто в живом и противоречивом борении страстей. Почти у каждого из ге роев книги — а они довольно многочис ленны — своя судьба, свои порывы, свои страсти, свои думы и чаяния и, на конец, самое главное, свой характер, проявляющийся естественно и непринуж денно. Читатель запомнит и сварливую, рас полневшую мещанку Варвару с неиз менной кухонной тряпкой в руках, и хищного, нечистоплотного зверька На деньку Антропову, мечтавшую о «кра сивой» заграничной жизни, и ухарски- залихватского бандита Сашку Алданца, любящего, картинно подбоченясь, сы пать остротами и издеваться над новы ми порядками. По-настоящему сочен и выразителен язык романа. Но художник, изображая в ряде сцен книги бывших беспризорни ков и уголовников, увлекся живопис ностью этих типов и перегрузил повест вование, по справедливому замечанию В. Шишкова, блатной музыкой, словеч ками и выражениями, почерпнутыми из воровского жаргона. Иногда игра сло вом, комизм ситуации настолько увлека ют писателя, что ему начинает изменять чувство меры и художественного таута. Более того, в этих ситуациях он и не всегда оригинален. Так, повествование незадачливого Хлопушина о приобрете нии им коровы варьирует известный шо лоховский рассказ о том, как дед Щу- карь покупал свою лошадь. Роман «Золото» — плод большого и кропотливого творческого труда, тща тельного изучения материалов и источни ков. Страстный, всепокоряющий пафос утверждения правды новой жизни, оба ятельность и многогранность облика но вого положительного героя-коммуниста, органически связанного с народом и вы шедшего из недр его. делает талантливое произведение П. Петрова заметным и примечательным явлением советской литературы первой половины 30-х годов. Последним крупным произведением, вышедшим из-под пера писателя и уви девшим свет при его жизни, был роман «Половодье». На этот раз внимание ху дожника снова привлек широкий разлив моря народного, взбудораженного пронес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2