Сибирские огни, 1960, № 2
Со страниц «Шайтан-поля» перед чи тателем возникают картины таежных просторов, горных стремительных речек, зеркальных озер. Здесь пенится и кло кочет бунтующая красавица Сыгырда, на десятки километров раскинуло свои священные воды девственное и приволь ное озеро Ширан, что значит по-русски «окно бога», пролегла стиснутая леса ми и скалами благодатная и щедрая да рами долина Шайтан-поля. Роман интересен и другим — развер нутыми сценами из жизни маленького таежного племени камасинцев, постепен но втягиваемых в социалистическое стро ительство. Суеверие, шаманство, без граничная власть старейшины рода, грязь и нищета — все это начинает сго рать на очистительном огне новой жизни. Так же, как и писатели его поколения В. Арсеньев в «Дерсу Узала», Ис. Гольд берг в рассказе «Как Юхарца пошел по новым тропам», А. Фадеев в «Последнем из удэге», П. Петров правдиво рассказал о том, как неузнаваемо изменяется судь ба маленького, обреченного на вымира ние народа в условиях социализма. В «Шайтан-поле», как и в предыду щих произведениях писателя, с блеском проявилось искусство сюжетного постро ения — увлекательность и заниматель ность рассказа. Интриги старого Алжи- бая, главы рода камасинцев, преследова ние и уничтожение остатков кулацкой банды, горестные приключения Веры, дочери одного из бандитов — купца Глазкова, охота на таежных красавцев маралов, драматические эпизоды строи тельства вырастающего в тайге совхоза, живописность массовых сцен — все это выпукло выписано П. Петровым. Удался автору и образ Самохи Куте- нина, человека на все руки, бывалого охотника, немножко враля, неунываю щего и спорого работника. Хороши об разы Алжибая, шаманки Фанасей да и главного героя романа коммуниста Пет ра Пастикова. К сожалению, это интересное по за мыслу и идейной направленности произ ведение местами портят претенциозная красивость и небрежность языка. На ав торском повествовании лежит налет ор наментально раскрашенной, сусальной позолоты. «В непроницаемой мути раз лива золотой бровью отражался ущерб ный месяц», «Где-то справа колет о камни хрусталь волн безымянная гор ная речонка», «Пастиков изломал на раскрасневшемся лице лукавую улыб ку». Особенно много в романе местных ре чений и словечек и не только в речи пер сонажей, но и в авторском тексте. «За сорившийся чубук пищал, харчал. сви стал», ветер «путлял на еланях непрохо димые травы», «машина тронулась, зы- бая площадкой», «шваркая унтами», шкурки «тихо хробостели», — эти и по добные им словечки и фразы, несомнен но, уродуют словесно-образную ткань романа. И все же эти недостатки не могут за слонить главного в романе — пафоса созидания, широкого и развернутого по каза советских людей, преобразующих свой край. IV Подлинным творческим взлетом ху дожника явился роман «Золото», одно из лучших и художественно совершен ных произведений Петрова, впервые опубликованное в 1934 году. Роман был сочувственно встречен читателем, кри тикой и литературной общественностью. Особенно примечательна оценка рома на, данная В. Я. Шишковым. В одном из своих писем к Петрову он писал: «...Книгу «Золото» отыскал и прочел с большим интересом. Я удивляюсь, как эта книга, ценная по содержанию, идео логической установке и искусству, до сих пор не стала в ряду хороших книг, весьма нужных широкому читателю. По этой книге Ваш литературный облик для меня ясен: Вы очень одаренный че ловек и с большим дарованием писателя. В этой книге «Золото» поразительное знание материала, умение компановать события, ставить их в интересной, увле кающей читателя последовательности. И прекрасный диалог, которому остается только позавидовать, а за Вас порадо ваться. В разговорном языке большая типиза ция: каждый персонаж имеет свой соб ственный голос, говорит на свой манер. В чистопробном искусстве — это одно из непременных условий. У Вас есть и сло весный и скульптурный жест, есть об разность, словом, все, что делает роман живописным и талантливым»1. Недостатки романа, по мнению В. Шишкова, совсем незначительны. Это та, по его словам, «плесень на хорошо сделанном предмете, которую легко мож но стереть тряпкой». Он указывал, в частности, на обилие «блатного жарго на». предлагая сократить его за счет «мертвых слов, а не образов», на не правильное употребление глагола «одеть» и другие мелкие ошибки. Идейно-тематически «Золото» пере кликается с первым романом писателя — «Борелью», являясь прямым продол жением тех идей и тенденций, которые так явственно, с такой свежестью и не посредственностью прозвучали уже в этом раннем его произведении. Роман открывается своеобразным про логом — красочной и жуткой в своей ос 1 Письмо из Детского села от 12 сентября 1935 г. Архив П . П. Петрова. (П ол ьзую сь случаем, выра жаю глубокую признательность А . А . Петровой за предоставленную возможность ознакомиться с эти ми материалами и помощь в работе. В. Т . ) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2