Сибирские огни, 1960, № 2

Со страниц «Шайтан-поля» перед чи­ тателем возникают картины таежных просторов, горных стремительных речек, зеркальных озер. Здесь пенится и кло­ кочет бунтующая красавица Сыгырда, на десятки километров раскинуло свои священные воды девственное и приволь­ ное озеро Ширан, что значит по-русски «окно бога», пролегла стиснутая леса­ ми и скалами благодатная и щедрая да­ рами долина Шайтан-поля. Роман интересен и другим — развер­ нутыми сценами из жизни маленького таежного племени камасинцев, постепен­ но втягиваемых в социалистическое стро­ ительство. Суеверие, шаманство, без­ граничная власть старейшины рода, грязь и нищета — все это начинает сго­ рать на очистительном огне новой жизни. Так же, как и писатели его поколения В. Арсеньев в «Дерсу Узала», Ис. Гольд­ берг в рассказе «Как Юхарца пошел по новым тропам», А. Фадеев в «Последнем из удэге», П. Петров правдиво рассказал о том, как неузнаваемо изменяется судь­ ба маленького, обреченного на вымира­ ние народа в условиях социализма. В «Шайтан-поле», как и в предыду­ щих произведениях писателя, с блеском проявилось искусство сюжетного постро­ ения — увлекательность и заниматель­ ность рассказа. Интриги старого Алжи- бая, главы рода камасинцев, преследова­ ние и уничтожение остатков кулацкой банды, горестные приключения Веры, дочери одного из бандитов — купца Глазкова, охота на таежных красавцев маралов, драматические эпизоды строи­ тельства вырастающего в тайге совхоза, живописность массовых сцен — все это выпукло выписано П. Петровым. Удался автору и образ Самохи Куте- нина, человека на все руки, бывалого охотника, немножко враля, неунываю­ щего и спорого работника. Хороши об­ разы Алжибая, шаманки Фанасей да и главного героя романа коммуниста Пет­ ра Пастикова. К сожалению, это интересное по за­ мыслу и идейной направленности произ­ ведение местами портят претенциозная красивость и небрежность языка. На ав­ торском повествовании лежит налет ор­ наментально раскрашенной, сусальной позолоты. «В непроницаемой мути раз­ лива золотой бровью отражался ущерб­ ный месяц», «Где-то справа колет о камни хрусталь волн безымянная гор­ ная речонка», «Пастиков изломал на раскрасневшемся лице лукавую улыб­ ку». Особенно много в романе местных ре­ чений и словечек и не только в речи пер­ сонажей, но и в авторском тексте. «За­ сорившийся чубук пищал, харчал. сви­ стал», ветер «путлял на еланях непрохо­ димые травы», «машина тронулась, зы- бая площадкой», «шваркая унтами», шкурки «тихо хробостели», — эти и по­ добные им словечки и фразы, несомнен­ но, уродуют словесно-образную ткань романа. И все же эти недостатки не могут за­ слонить главного в романе — пафоса созидания, широкого и развернутого по­ каза советских людей, преобразующих свой край. IV Подлинным творческим взлетом ху­ дожника явился роман «Золото», одно из лучших и художественно совершен­ ных произведений Петрова, впервые опубликованное в 1934 году. Роман был сочувственно встречен читателем, кри­ тикой и литературной общественностью. Особенно примечательна оценка рома­ на, данная В. Я. Шишковым. В одном из своих писем к Петрову он писал: «...Книгу «Золото» отыскал и прочел с большим интересом. Я удивляюсь, как эта книга, ценная по содержанию, идео­ логической установке и искусству, до сих пор не стала в ряду хороших книг, весьма нужных широкому читателю. По этой книге Ваш литературный облик для меня ясен: Вы очень одаренный че­ ловек и с большим дарованием писателя. В этой книге «Золото» поразительное знание материала, умение компановать события, ставить их в интересной, увле­ кающей читателя последовательности. И прекрасный диалог, которому остается только позавидовать, а за Вас порадо­ ваться. В разговорном языке большая типиза­ ция: каждый персонаж имеет свой соб­ ственный голос, говорит на свой манер. В чистопробном искусстве — это одно из непременных условий. У Вас есть и сло­ весный и скульптурный жест, есть об­ разность, словом, все, что делает роман живописным и талантливым»1. Недостатки романа, по мнению В. Шишкова, совсем незначительны. Это та, по его словам, «плесень на хорошо сделанном предмете, которую легко мож­ но стереть тряпкой». Он указывал, в частности, на обилие «блатного жарго­ на». предлагая сократить его за счет «мертвых слов, а не образов», на не­ правильное употребление глагола «одеть» и другие мелкие ошибки. Идейно-тематически «Золото» пере­ кликается с первым романом писателя — «Борелью», являясь прямым продол­ жением тех идей и тенденций, которые так явственно, с такой свежестью и не­ посредственностью прозвучали уже в этом раннем его произведении. Роман открывается своеобразным про­ логом — красочной и жуткой в своей ос­ 1 Письмо из Детского села от 12 сентября 1935 г. Архив П . П. Петрова. (П ол ьзую сь случаем, выра­ жаю глубокую признательность А . А . Петровой за предоставленную возможность ознакомиться с эти­ ми материалами и помощь в работе. В. Т . ) .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2