Сибирские огни, 1960, № 2
нами яркую и правдивую страницу граж данской войны в Сибири, картину само отверженной борьбы сибирского кресть янства против Колчака и его кровавых сатрапов. В центре своей книги автор поставил двух простых деревенских мальчиков, чьи маленькие судьбы попали в водово рот событий, дети были захвачены им и вместе с другими участниками закружи лись по таежным тропам, рекам, дере венькам, пронеслись через огонь крово пролитных сражений, стоны раненых, непоправимую горечь потерь близких людей, тягостный путь отступления. В повести полно выявились характер ные особенности писательского дарова ния Петрова — умение построить зах ватывающий сюжет, увлекательно и жи во развернуть действие, дать стремитель ное нарастание событий. Эпизоды боев, внутренняя жизнь партизанского отря да, штабные совещания, разведка, от ступление в тайгу, выход на равнины Минусы и, наконец, заключительное сражение под Белоцарском — все это развертывается перед глазами ребят и совершается при их непосредственном участии, преломляется сквозь призму детского восприятия. Автор не заставляет своих героев быть не по возрасту взрослыми. На про тяжении всей книги они действуют и рас суждают, как все их многочисленные сверстники. Даже в минуты серьезной опасности они не перестают оставаться детьми, их поступки естественны и не принужденны, пронизаны детской непо средственностью. В их поведении вы не встретите ничего подчеркнуто необычно го, что выходило бы за пределы детско го мироощущения. Серьезное и героиче ское в них проявляется через естествен ное и обычное. Как будто мимоходом, подчас не отда вая себе в этом ясного отчета, естествен но и просто ребята совершают поистине героические поступки — спасают ране ных, раскрывают белогвардейский заго вор, добывают военные сведения. Пройдя вместе со взрослыми тяжелый путь испытаний, не раз сталкиваясь ли цом к лицу со смертью, наблюдая пепе лища пожарищ, оставшиеся на месте ро димых очагов, теряя отцов и матерей, братьев и сестер, герои повести «Сая ны шумят» постепенно сердцем постига ли неприкрытую правду революции, правду Ленина и его партии, учились шаг за шагом распознавать врагов. Живо передана в повести и неповто римая атмосфера эпохи. Выразительными и точными штриха ми набросал автор портрет богатыря Александрова, эпизоды Саянского похо да, картины первозданной тайги, в серд це которой вгрызаются партизанские то поры и пилы. Вместе с тем не все удалось автору в равной мере. Здесь мелькают бледные, едва очерченные фигуры, прорывается местами чрезмерная грубоватость языка, засоренного провинциализмами, местны ми областными словечками. Свою первую детскую книжку писа тель с душевным трепетом и волнением послал на суд такому строгому и взы скательному читателю, как А. М. Горь кий. «Еще большей неожиданностью,— вспоминает он, — явилось письмо Алек сея Максимовича из Италии. В Соррен то я ему нерешительно послал вторую книжку «Саяны шумят». Ответа, разу меется, не ждал, по крайней мере прямо го. Но Горький и тут изумил. Письмо он послал в Иркутск воздушной почтой, на писал его собственной рукой. Оказыва ется, он уже прочитал книжку и отпра вил ее Томскому с предложением напе чатать в Москве»1. На материале же гражданской войны год спустя после книги «Саяны шумят» возникла новая повесть «Крутые перева лы». Источником повести послужили важнейшие звенья из истории Степно- Баджейской партизанской республики. Это поистине те крутые перевалы, через которые шел народ, чтобы свергнуть ненавистный режим Колчака. Десятки страниц, написанных рукой художника- очевидца, в драматически напряженных сценах и картинах воскрешают героику этого сурового, незабвенного времени, прошумевшего над страной. Блестяще выигранный бой под Нарвой, на берегу широкой и стремительной горной речки Маны, сжатой с обеих сторон отвесны ми скалами и непроходимой тайгой, бой, в котором полегло два батальона италь янцев, сотни чехов и русских-белогвар- дейцев, будничная лихорадочная работа оружейных мастерских — этой боевой кузницы партизанской армии, эпизоды отчаянных и молодеческих разведок в стане врага, беззаветная храбрость ко мандира партизан Николая Потылицына, скрепленная кровью дружба с отважны ми и неустрашимыми мадьярами, сра жающимися бок о бок с сибирскими пар тизанами, создание своей партизанской газеты, попытка наладить связь с боль шевистским подпольем Красноярска — вот что встает со страниц этой волную щей книги. «Крутые перевалы», равно как и по весть «Саяны шумят», составляют цель ное и правдивое художественное полот но, являются своего рода законченными главами из волнующей летописи граж данской войны в Сибири. Но Петров, художник ярко выражен ного общественного темперамента, чело век, остро чувствовавший время, никогда не замыкался в стеснительных для него рамках прошлого, хотя бы и героическо го. Для него всегда было характерным 1 П. П е т р о в . Неповторимые впечатления, газета «Восточно-Сибирская пр авда » , 24 июня 1936 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2