Сибирские огни, 1960, № 2
Первые тяжелые взмахи парового моло та, долгие годы стоявшего без движения и теперь наполняющего своим гулом тайгу, пуск первой драги заставляют уча щенней и радостней биться сердца не только героев, населяющих роман, но и читателей. «Борель» подкупает читателя широ той охвата событий, динамически напря женным повествованием, развертываю щимся мгновенно, подобно туго сжатой пружине, хорошо разработанными харак терами, будь то Медведев, Сунцов или же эпизодически мелькающие, но пласти чески выразительные фигуры Лямки, бандита Ганьки и других. Хороши в ро мане пейзажи и сцены охоты. Сочно, по рой излишне натуралистично, выписа ны художником бытовые сцены. Впро чем, натуралистичность языка «Борели» — явление историческое. Это своеобраз ная болезнь роста, те родимые пятна времени, которые проявились во многих произведениях тех лет. Вне учета конкретно - исторической обстановки и времени трудно уяснить се бе эту особенность книги Петрова. «В этой вещи, — признавался писатель, — я не избежал натурализма. Главный ге рой романа Василий Медведев настолько был «натурален», что позднее ...приш лось наделять его новыми, и более мяг кими чертами, устраняя прежние грубо натуралистические»1. По словам Петро ва, увлечение натурализмом объяснялось его оторванностью от хорошей литера турной среды и, если угодно, данью вре мени и господствовавшим вкусам... Но справедливо указывая на излиш нюю натуралистичность языка «Боре ли», следует иметь в виду и еще одно принципиальное обстоятельство: Петров был убежденным защитником языковой специфики и языкового богатства литера туры. Подкрепляя свои доводы ссылка ми на Льва Толстого и Михаила Шолохо ва, он заявлял: «Мы особенность, специ фичность языка отбросить никак не мо жем, в противном случае получится су хо, не узнать Сибири», и далее: «Мы должны как-то в наших произведениях показать разговорную речь сибиряков, иначе как же мы отличим сибиряка, да еще старожила, от вологодского или вятского жителя»2. Именно отсюда идет у Петрова усна щение речи персонажей, а отчасти и ав торского текста типично сибирским го ворком. Впрочем, справедливость требует за метить, что в последующих своих произ ведениях писатель настойчиво преодоле вал языковый натурализм, и такие его романы, как «Золото» и «Половодье», были почти совершенно лишены элемен тов языковой засоренности. 1 П . П е т р о в . Беглые заметки. Ж . «Б удущ ая С и би р ь » , 1933, № 5, стр. 54. 2 Там же, стр. 56. ш Едва ли не ведущее место в творчест ве П. Петрова занимают мотивы и темы гражданской войны. Сотни и сотни стра ниц посвятил писатель этим незабывае мым дням. В 1931 году отдельным изда нием выходит его небольшой очерк о декабрьских боях 1917 года в Иркутске и обороне Белого дома — «Кровь на мо стовых». А еще через год появляется новая повесть «Саяны шумят». Это книжка для детей и о детях в граждан скую войну выдержала 8 изданий. В ос нову повести легли отдельные наиболее яркие эпизоды, связанные с зарожде нием партизанского движения в Перов ском и последующим Саянским походом. В ряде случаев автор сохранил даже под линные имена действующих лиц. В «Сая нах» действуют и реально существовав шие командир Александров, и разведчик Степан Безотечество, и командир «Стального отряда» Савицкий. В одной из своих статей П. Петров рассказал, как во время боя за Перово казачья конная цепь «налетела на подво ду, в которой уезжали на заимку две женщины Мамыкины. Казаки начали стрелять. Одна из женщин была убита, „вторую ранили в грудь, той же пулей был убит в голову грудной ребенок»1. Это эпизод в трансформированном ви де вошел в сюжетную ткань повести. По гибшая женщина с ребенком оказывает ся матерью одного из ведущих действу ющих лиц книги—мальчика Алеши, да и вся сцена с налетом казаков приобрела под пером художника движение и выра зительность. Точно так же поступает Петров и с другими реальными фактами, концентри руя и отбирая детали, развертывая их в полнозвучные картины. Так, один из участников партизанского движения, рассказывая об организации и работе оружейных мастерских сообщает: «Гиль зы собирали после боев; в этом нам много помогли ребятишки». В по вести Петрова эта бытовая деталь выра стает в целый ряд остросюжетных и дра матических ситуаций, в которых дейст вуют его маленькие герои. В ряде случаев он сближает разные по времени события или же стягивает в одну картину несколько различных про исшествий, отступая от строго фактогра фического воспроизведения их, давая им в соответствии с развитием сюжетного действия иную интерпретацию. «Саяны шумят», — произведение, не сомненно, талантливое и занимательное по содержанию. Оно раскрывает перед 1 П . П е т р о в . Перовские красные партиза ны (начало движения). Ж . «С и б . о гн и » , 1935, № 1, стр. 145.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2