Сибирские огни, 1960, № 2

Первые тяжелые взмахи парового моло­ та, долгие годы стоявшего без движения и теперь наполняющего своим гулом тайгу, пуск первой драги заставляют уча­ щенней и радостней биться сердца не только героев, населяющих роман, но и читателей. «Борель» подкупает читателя широ­ той охвата событий, динамически напря­ женным повествованием, развертываю­ щимся мгновенно, подобно туго сжатой пружине, хорошо разработанными харак­ терами, будь то Медведев, Сунцов или же эпизодически мелькающие, но пласти­ чески выразительные фигуры Лямки, бандита Ганьки и других. Хороши в ро­ мане пейзажи и сцены охоты. Сочно, по­ рой излишне натуралистично, выписа­ ны художником бытовые сцены. Впро­ чем, натуралистичность языка «Борели» — явление историческое. Это своеобраз­ ная болезнь роста, те родимые пятна времени, которые проявились во многих произведениях тех лет. Вне учета конкретно - исторической обстановки и времени трудно уяснить се­ бе эту особенность книги Петрова. «В этой вещи, — признавался писатель, — я не избежал натурализма. Главный ге­ рой романа Василий Медведев настолько был «натурален», что позднее ...приш­ лось наделять его новыми, и более мяг­ кими чертами, устраняя прежние грубо­ натуралистические»1. По словам Петро­ ва, увлечение натурализмом объяснялось его оторванностью от хорошей литера­ турной среды и, если угодно, данью вре­ мени и господствовавшим вкусам... Но справедливо указывая на излиш­ нюю натуралистичность языка «Боре­ ли», следует иметь в виду и еще одно принципиальное обстоятельство: Петров был убежденным защитником языковой специфики и языкового богатства литера­ туры. Подкрепляя свои доводы ссылка­ ми на Льва Толстого и Михаила Шолохо­ ва, он заявлял: «Мы особенность, специ­ фичность языка отбросить никак не мо­ жем, в противном случае получится су­ хо, не узнать Сибири», и далее: «Мы должны как-то в наших произведениях показать разговорную речь сибиряков, иначе как же мы отличим сибиряка, да еще старожила, от вологодского или вятского жителя»2. Именно отсюда идет у Петрова усна­ щение речи персонажей, а отчасти и ав­ торского текста типично сибирским го­ ворком. Впрочем, справедливость требует за­ метить, что в последующих своих произ­ ведениях писатель настойчиво преодоле­ вал языковый натурализм, и такие его романы, как «Золото» и «Половодье», были почти совершенно лишены элемен­ тов языковой засоренности. 1 П . П е т р о в . Беглые заметки. Ж . «Б удущ ая С и би р ь » , 1933, № 5, стр. 54. 2 Там же, стр. 56. ш Едва ли не ведущее место в творчест­ ве П. Петрова занимают мотивы и темы гражданской войны. Сотни и сотни стра­ ниц посвятил писатель этим незабывае­ мым дням. В 1931 году отдельным изда­ нием выходит его небольшой очерк о декабрьских боях 1917 года в Иркутске и обороне Белого дома — «Кровь на мо­ стовых». А еще через год появляется новая повесть «Саяны шумят». Это книжка для детей и о детях в граждан­ скую войну выдержала 8 изданий. В ос­ нову повести легли отдельные наиболее яркие эпизоды, связанные с зарожде­ нием партизанского движения в Перов­ ском и последующим Саянским походом. В ряде случаев автор сохранил даже под­ линные имена действующих лиц. В «Сая­ нах» действуют и реально существовав­ шие командир Александров, и разведчик Степан Безотечество, и командир «Стального отряда» Савицкий. В одной из своих статей П. Петров рассказал, как во время боя за Перово казачья конная цепь «налетела на подво­ ду, в которой уезжали на заимку две женщины Мамыкины. Казаки начали стрелять. Одна из женщин была убита, „вторую ранили в грудь, той же пулей был убит в голову грудной ребенок»1. Это эпизод в трансформированном ви­ де вошел в сюжетную ткань повести. По­ гибшая женщина с ребенком оказывает­ ся матерью одного из ведущих действу­ ющих лиц книги—мальчика Алеши, да и вся сцена с налетом казаков приобрела под пером художника движение и выра­ зительность. Точно так же поступает Петров и с другими реальными фактами, концентри­ руя и отбирая детали, развертывая их в полнозвучные картины. Так, один из участников партизанского движения, рассказывая об организации и работе оружейных мастерских сообщает: «Гиль­ зы собирали после боев; в этом нам много помогли ребятишки». В по­ вести Петрова эта бытовая деталь выра­ стает в целый ряд остросюжетных и дра­ матических ситуаций, в которых дейст­ вуют его маленькие герои. В ряде случаев он сближает разные по времени события или же стягивает в одну картину несколько различных про­ исшествий, отступая от строго фактогра­ фического воспроизведения их, давая им в соответствии с развитием сюжетного действия иную интерпретацию. «Саяны шумят», — произведение, не­ сомненно, талантливое и занимательное по содержанию. Оно раскрывает перед 1 П . П е т р о в . Перовские красные партиза­ ны (начало движения). Ж . «С и б . о гн и » , 1935, № 1, стр. 145.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2