Сибирские огни, 1960, № 2
столкнуться его герою, недавнему под- ростку-слесаренку, рабочему парню Мед ведеву. Но Медведева трудно обескура жить. Напористый и волевой, он начи нает сколачивать рабочий коллектив, поднимая людей на восстановление при иска, зная, что необходимо «укреплять золотой фонд Республики». Образ Медведева выписан в романе с большой тщательностью и жизненной достоверностью. Писатель изображает его в сложнейших житейских обстоятель ствах и конфликтах, в которых с особен ной полнотой проявляются различные грани характера героя. Читатель следит за поведением Василия и на собрании, и в окружении старых рабочих прииска, и в своеобразном длительном поединке с изворотливым и хищным Сунцовым. Ге рой Петрова далек от какой бы то ни бы ло романтической идеализации и сла щавости. Он мало образован, нередко груб и прямолинейно резок, да и в лич ной жизни способен на взбалмошные и необузданные поступки. Вместе с тем в нем подкупает цельность натуры, избы ток нерастраченных сил, напористость и волевая целеустремленность, ужива ющиеся с душевной мягкостью и неж ной мечтательностью. С какой непос редственностью и силой переживает он крушение семейного счастья, разбитого собственными, неумелыми и грубыми ру ками! Не случайно за все эти качества богато одаренного от природы характера полюбили его рабочие. Именно они так взволновали и умную образованную Ва лентину Сунцову, потянувшуюся всем сердцем к Василию, человеку иного жиз ненного круга и воспитания. П. Петров верно почувствовал и пере дал в нравственном облике своего героя, в индивидуальных качествах его характе ра типические черты и приметы# време ни, сформировавшего этот характер. Об раз Василия в какой-то мере сродни об разу Сафрона из «Перегноя» Л. Сей- фуллиной и десяткам других персонажей нашей литературы 20-х годов. Писатель дал его с той самой «всей требухой», о которой говорил Д. Фурманов, размыш ляя над образом Чапаева. Медведев — совсем в духе времени— редко действует убеждением и логикой, — не до этого! — а поступает напористо и решительно. На первом же собрании он, что называется, с порога грохнул: «Рабочий класс не может сейчас отдать управление черту лысому, и нечего тут трепать. Кто не желает с нами — тому тайга широка, а можно повернуть дело и другим манером... В ревком предлага ются: Медведев, Вихлястый и Залетов, а в рудком Яхонтов, Качура и Никита Лямкин. А техническую братию притя нем по трудмобилизации». Понадобится время, живой опыт прак тической работы с людьми, пока порыви стый и стремительный Медведев поймет, что сразу социализм не построишь, что в новых условиях окриком и наганом мно гого не достигнешь. В конце романа он говорит технику Яхонтову: «Ты знаешь, когда я приехал сюда, то не думал так вот, как сейчас. Я думал, что через во енный коммунизм мы прямо к социализ му придем, а того не соображал, что мы еще очень бедны и придется учиться де лать все, не только воевать». «Борель» — остросюжетное и остро конфликтное произведение. На страни цах романа сшибаются и бушуют страс ти, активно действуют два классово враждебных лагеря, между которыми развертывается борьба не на жизнь, а на смерть. На стороне Медведева — старые кадровые рабочие — драгер и слесарь, старый подпольщик и бунтарь, коновод забастовщиков Качура, молото боец Никита Лямкин. К нему тянутся техник Яхонтов, Валентина. Этой груп пе противостоит анархиствующая свора тунгусников во главе со своим вожаком, «жохом парнем» Евграфом Сунцовым. В разгульной ватаге Сунцова привольно живут разбойные молодцы типа Ганьки. парня с расплюснутым носом, с широ кой арбузообразной физиономией. Опора его и матерые бродяги из беглых уго ловников. Образ Сунцова — один из на иболее ярких в романе. Это несомненная творческая удача автора. Вот как он вы глядит в момент первого знакомства: «Верхом на круглом малорослом ино ходце, в новом черном полушубке и рас шитых бисером тунгусских унтах, он подъезжал то к одной, то к другой ком пании. На шее у него и через плечо раз вевался белый шарф. И везде его встре чали веселыми криками: — Живем, Еграха! Войко повертываясь, Евграф Ивано вич улыбался белками цыганских глаз золотничникам». До приезда Медведева он был некоро нованным владыкой прииска. Это о нем говорит Медведеву Вихлястый: «Евграш- ка Сунцов здесь царь и бог». Разоряя и терроризируя приискателей, нагло обирая эвенков, упивается своей властью Сунцов. А от него тянутся нити не только к какой-нибудь фельдшерице Лоскутовой, пустой и вздорной бабенке, ненавидящей советскую власть, но и к более крупным хищникам за границу. Путь Сунцова — путь индивидуалиста и отщепенца, скатившегося к открытому бандитизму. Ослепленный зоологической ненавистью к новому, Сунцов не оста навливается даже перед зверским поку шением на родную сестру, вставшую по другую сторону баррикады. Так, не скрывая трудностей и ошибок, не идеализируя своих героев, ведет нас художник от одной преодоленной прег рады к другой, чтобы в конце романа по казать преображенный, оживший прииск, изменившихся людей, пробужденных к жизни и творческому труду волею пар тии, энергией беззаветных энтузиастов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2