Сибирские огни, 1960, № 2
Приведенное свидетельство — не единственное в этом роде. Еще более трогательно приняли поэму бывшие участники партизанского движения. По эма была прочитана 28 февраля 1928 го да на съезде партизан Майского фронта. Вот что сказано о ней в протоколе съез да: «Съезд б/партизан Майского фронта, заслушав напечатанную в № 6 журнала «Сиб. огни» поэму «Партизаны» П. Пет рова, находит, что эта вещь является художественно правдивым произведени ем и памятником борьбы Манских и Ми нусинских партизан». Далее в протоко ле указывалось на простоту и доступ ность поэмы, на то, что «отдельное изда ние ее будет хорошим подарком для пар тизан Сибири к 10-летию красных бой цов»1. Вскоре «Партизаны» с портретом автора вышли в Новосибирске. Вме сто предисловия книгу сопровождал протокол с решением партизанского съезда. «Партизаны» были первым и едва ли не единственным значительным поэтиче ским произведением, опубликованным Петровым. Правда, позднее время от времени появлялись в печати небольшие стихотворения, но они не были определя ющими для его творческих исканий. Настоящая известность и признание пришли к писателю с романом «Бо- рель», произведением, сразу же выдви нувшим автора на магистральную линию развития советской литературы. Впер вые «Борель» увидела свет в 1928 году на страницах «Сибирских огней». В 1931 году она вышла отдельным изданием в московском издательстве «Федерация», да и позднее роман переиздавался не однократно. Появление в литературе книги П. Пет рова любовно приветствовал А. М. Горь кий. В одном из своих писем он назвал «Борель» в числе лучших произведений, отразивших пафос социалистического строительства. А значительно раньше, в январе 1931 года, М. Горький послал книгу Петрова рабочим-золоторазведчн- кам Алдана. К полюбившейся ему книге Горький возвращался не раз. Вспомнил он о ней и в своей «Беседе с молоды ми ударниками, вошедшими в литерату ру». «Я, конечно, не забываю, — гово рил он, — о том, что наиболее талант ливые литераторы, так называемые по путчики, пробуют дать широкие обобще ния, например, Леонов в «Соти» или Лебедев в книге «Дары Тин-Тин-Хо», или сибиряк Петров, который написал на те му строительства книжку «Борель». Можно назвать еще с десяток таких ин тересных книжек»2. Пристальное внимание великого про 1 Цит. по статье В. Итина. «Критика пронзи тельной критики» Ж* «Сиб . о г н и » , 1928. № 3, стр. 229. 2 М. Г о р ь к и й . Собр. соч., т. 26, стр. 56. летарского писателя к безвестному тог да начинающему сибирскому литерато ру не было простой случайностью. П. Петров, вслед за Ф. Гладковым, од ним из первых в нашей литературе пере шел от изображения героики граждан ской войны к развернутому и широкому художественному воспроизведению геро ики строительных будней восстанови тельного периода. В «Борели» хорошо переданы атмос фера эпохи, само дыхание ее, воскрешен своеобразный и неповторимый колорит времени. Картины разрухи и запустения на далеком сибирском прииске, вызванные гражданской войной, таежная глушь, где спиваются и опускаются люди, лишен ные любимого дела, рвачество и без удержная разбойная удаль новых хищ ников типа какого-нибудь Евграшки Сун- цова выпукло, со всей рельефностью встают со страниц романа. Читатель вместе с главным героем «Борели» Ва силием Медведевым погружается в этот, по-своему живописный, своеобразный и суровый мир. Жутью и тленом пахнуло на Василия, когда он в изрядно потертой, видавшей виды шинели впервые после войны уви дел прииск Боровое. На всем лежали следы заброшенности и разрушения: про валившиеся крыши казарм и жилых по строек, вкривь и вкось торчащие стропи ла, накренившиеся столбы, почерневшие от дождей и непогоды неподвижные и безмолвные драги. На запущенном золо том прииске орудуют мелкие хищники, алчные и жестокие, — спиртоносы-тун- гусники, называющие себя «свободными золотничниками». — Да неужели это так? — в сотый раз спрашивал себя Василий Медведев,— неужели прииск погиб не за грош? Казалось, все забыли затерявшееся в тайге, за сотни верст от города, Боровое. Старые рабочие голодают и опускаются. Вот как, например, выглядит в первую встречу с Медведевым бывший молото боец Никита: «Никита надернул на босые ноги рыжие броднишки и подошел к не му вплотную. Его рубаха лоснилась от грязи и пестрела разноцветными запла тами, а одна штанина до самого полу бы ла разорвана вдоль. «Все тут! — гово рит он Медведеву. — У всех такая хла мида, Вася! За дровишками в мороз не в чем вылупиться из этого острога. Охо ты нет. Соли два месяца не видим. Суха рей в неделю раз отламывается». Никита с болью и горечью обращается к старому товарищу: «Неужто для того мы полили рабочей и партизанской кровью тайгу, чтобы гнусь там разная плодилась?» Отчаянье и безнадежность звучат в этих словах выбитого из колеи недавнего умельца-рабочего и партизана. С беспощадным реализмом обнажает художник те, казалось бы, непреодоли мые препятствия, с которыми пришлось
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2