Сибирские огни, 1960, № 2
лялась в ворохе стихов, преимуществен но нежно-лирических, навеянных^ очаро ванием С детства милой и родной сибир ской природы, горечью разлук и счасть ем свидания с любимой. Настоящая, серьезная литературная работа началась с 1925 года. В это время Петровым соз дается большой историко-документаль ный очерк о партизанской армии А. Кравченко и П. Щетинкина, основанный на богатейших личных наблюдениях, тщательно собранных фактах и неисчер паемом запасе пережитых впечатлений. В 1926 году в «Сибирских огнях» по является его статья «Степко-Баджей- ские партизаны» — развернутая ре цензия на книгу Рагозина того же назва ния. «Сибирские огни» открыли Петро ву, как и многим другим писателям Си бири, дорогу в литературу. Отныне имя П. Петрова не сходит со страниц^ этого журнала. В 1927 году здесь публикуют ся- статья «Партизаны в Урянхайском крае» (воспоминания участника) и первое крупное художественное произведение писателя — поэма «Партизаны». В основу поэмы, весьма значительной по размерам, легла Степно-Ваджейская партизанская эпопея. Широкими и брос кими мазками автор рисует настроение сибирского крестьянства в первые меся цы Советской власти. Колоритно, в жи вописных и ярких подробностях обста новки и времени, нарисовано зарождение партизанского движения, рост возмуще ния карательной политикой Колчака, воз никновение Баджейской партизанской республики. С исторической достоверностью, тща тельно выписываются автором все при меты назревающего народного гнева, который порою, особенно вначале, окра шивался в тона анархически-стихийного буйства. Используя ритм разухабистой народной частушки, Петров передает это чувство народного возмущения: Сыпь шальную канитель, Хриплая гармошка. На казацкую постель Валится Тимошка. За окошко — зеркала, Граммофон — о печку. Закусили удила Ж аркие сердечки. В поэме есть по-настоящему доброт ные картины, пластически-выпуклые и сочные. Целые главы занимают в поэме эпизоды боев и сражений, перипетии Саянского похода. Но в поэме нет едино го сюжетного стержня, она композицион но неупорядочена. В ней легко можно выделить две сюжетных линии, идущие параллельно и не стянутые в единый фокус, — цепь эпизодов, сгруппирован ных вокруг партизанского вожака Пави- на' Ивана, и второй ряд, живописующий боевые подвиги Петрована Щетины, об раза рельефного, поданного довольно эф фектно и картинно: З аб ур ли л мятежный стан. Как вода в низинах, Это кличет партизан Петрован Щетина. Петрован коряв на рыло, Толстоват на брюхо. Г ол ос — хриплое точило. Ажно режет ухо. В целом же поэма получилась рыхлой и художественно мало оригинальной. На чинающий автор в приемах раскрытия характеров, в развертывании картин, в самом стиле повествования во многом шел от «Думы про Опанаса» Эдуарда Багрицкого, механически перенося в свое произведение его изобразительные средства. Следование за Багрицким чувствуется и в повторах, и в авторских комментари ях событий, и в обращениях к герою, и в лексическом подборе красок: «Птичий гам не молкнет», «Да как рявкнет...», «Где зеленые бурьяны над водой шуме ли», «И сошлася в рукопашной, сада- нулись лбами», или же: Закружилась Минуса В пьяном урагане. Коршуньем по деревням Рыщут партизане. По-видимому, и сам автор чувствовал недостатки своего произведения. «Не будучи искушенным, — вспоми нает он, — я в этой вещи пытался вос произвести историю партизанского отря да, боялся упустить факты, казавшие ся мне интересными и значительными. Материал давил меня, конец отдалял :я. Посоветоваться было не с кем... Поэма получила ряд отзывов и, надо сказать, не плохих. Вещь же, конечно, была сы рая, но успех подогрел»1. И действительно это во многом еще не совершенное произведение нашло свою аудиторию, оно полюбилось массовому читателю — очевидцам и участникам гражданской войны в Сибири. Многое в поэме казалось понятным, знакомым и близким. О том, как принимали поэму крестьяне, сохранилось интересное сви детельство учителя А. Топорова, рабо тавшего в 20-х годах под Барнаулом, в коммуне «Майское утро». По его сло вам, коммунары приняли «Партизан» во сторженно, поэма их потрясла так же, как в своё время роман В. Зазубрина «Два мира». В «Партизанах» аудиторию пленила прежде всего «героика описыва емой в них исторической борьбы, широ та, меткость и безыскусственная пре лесть народно-художественных образов, расцветивших поэму... «Партизаны» — невольно' проливавшаяся из души пес ня»2... ' П. П е т р о в . Беглые заметки. «Б уд ущ ая С и би р ь » , 1933, № 5, стр. 54. 2 А . Т о п о р о в . Деревня о современной поэ зии. Ж- «Сиб . о гн и » , 1928. № 5, стр. 186.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2