Сибирские огни, 1960, № 2

Мой собеседник несколько оживился: — А как же! Вот, например, в минув­ шее воскресенье у нас был «День шко­ лы». Колхозы предоставили нам до пяти­ десяти подвод, заготовили и вывезли дрова — на всю зиму хватит. Сельсовет и население решили между сенокосом и уборкой хлебов выбрать еще один день, чтобы заготовить и привезти топливо всем учителям. — Это что же, единичный случай? — спросил я. Крашенинников посмотрел на меня с обидой. — Если бы вы знали наших людей, у вас бы никогда не возникла такая мысль. «День школы» — наша традиция, он проводится из года в год. Нам помогают не только в заготовке топлива. И он с неожиданным увлечением стал рассказывать, как в трудные годы войны силами населения Поперечного в селе были построены два школьных здания с просторными теплыми классами, пионер­ ским клубом, физкультурным залом и методическим кабинетом. Это позволило вести занятия в одну смену, лучше орга­ низовать внешкольную и внеклассную работу с детьми. Во мне все торжествовало. Но я не по­ казал своей радости и спокойно спросил: — В чем еще выражается помощь се­ ла школе? — Родители учащихся помогли нам создать пришкольное хозяйство. Имеем двенадцать гектаров посева, крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней, не­ большую пасеку. Благодаря этому уча­ щимся каждое утро выдаются в школе горячие завтраки, а за время войны де- дям фронтовиков выдано до ста пятиде­ сяти пар валенок. Нашу беседу прервал звонок. Начина­ лось заседание съезда, и сельский педа­ гог направился в президиум. Во время следующего перерыва он подошел ко мне сам. Я спросил: — А как помогает селу школа? — Школа, прежде всего, вырастила и воспитала людей. Все ведущие работни­ ки села: председатель сельсовета, ме­ ханик, слесари, токари, бухгалтер ма­ шинно-тракторной станции — все это вы­ пускники нашей школы. Школа несет на село культуру, знания. Учителя-агитато­ ры помогают населению изучать важней­ шие политические документы, знакомят деревню с текущими событиями. Хор на­ шего села, созданный и подготовленный школой, занял первое место на област­ ном смотре художественной самодеятель­ ности... Больше я не задавал вопросов. Кра­ шенинников сам рассказывал одну под­ робность за другой. — Учителя и учащиеся организовали в дни войны сбор средств в фонд оборо­ ны. Жители села внесли до четырехсот тысяч рублей. Учащиеся на свои сбере­ жения построили танк «Попереченский школьник». За время войны ребята под руководством учителей выработали в колхозе до двадцати тысяч трудодней... Я понял, что письмо сельского интел­ лигента для газеты почти готово. Учите­ лю оставалось только изложить все рас­ сказанное на бумаге. Видимо, и Краше­ нинников тоже почувствовал, что в его- обыкновенной деревне происходят собы­ тия, интересные для центральной газе­ ты. Он охотно согласился после оконча­ ния съезда засесть за статью. Когда мы встретились снова, я помог педагогу оформить письмо «День школы в сибирской деревне». Вскоре оно было опубликовано в «Известиях». Позже мне сообщили из редакции, что в день опубликования статьи Крашенин­ никова в Москве открылось Всероссий­ ское совещание по народному образова­ нию. Письмо сибирского педагога о тес­ ной взаимосвязи сельской школы с обще­ ственностью привлекло внимание собрав­ шихся в столицу учителей. Не так давно из случайного разговора я узнал, что школа в селе Поперечном и теперь на хорошем счету. Возглавляет ее по-прежнему Геннадий Вениаминович Крашенинников. Мы созвонились с ним. Меня занимал вопрос: закрепилась ли в сибирской де­ ревне традиционная забота населения о родной школе. Ответ порадовал. — Старая традиция развивается на новой основе — политехнизации обуче­ ния. У нас теперь в селе совхоз. Благо­ даря заботам общественности удалось оборудовать при школе мастерские. Нам дали станки, тракторы, комбайн и другие машины. В школе организованы две про­ изводственные бригады учащихся. Одна трудится на пришкольном участке, дру­ гая — на полях совхоза... Педагог рассказывал о связах школы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2