Сибирские огни, 1960, № 2
живая курс, и привел судно прямо к це почке огней бухты Киянлы. — Кому-кому, а тебе, пожалуй, сле довало бы подружиться с морем, — за метил я. Успешное ночное плавание заверши лось совершенно неожиданным злоклю чением. При подходе к пирсу Виктора сменил у штурвала Шабров. Всклокочен ный механик полез в машину. Хмельная голова Линькова замедлен но реагировала на звонки машинного телеграфа. Механик не успел перевести ход, и судно чуть не врезалось форш тевнем в рыбницу, стоявшую у пирса. С палубы закричали туркмены. «Гасан-Ку ли» дал задний ход и... намотал на винт канат, свисавший с рыбницы. Пришлось бросить концы на причал и подтягивать к нему беспомощное судно. С матросами соседнего корабля мы по очереди ныряли под корму, пытаясь рас путать или разрезать канат, намотавший ся на винт. Наши спины' были залиты кровью—так исцарапали тело острые ра кушки, прилипшие к днищу, — однако извлечь канат не удавалось. Вскоре Шаброва позвали на пирс. То гда Линьков влез на борт а крикнул нам: — Бросьте! Дьявол с ним. Все равно стоять. Истинные моряки от пирса не от ходят! — и рысцой засеменил на сосед нее судно. Было слышно, как механик попросил пожилого матроса: — Челекен, найди-ка на похмелку. Поначалу нам нравился шумливый и компанейский механик Линьков. Он на ходил общий разговор с любым из окру жающих, причем всегда пересыпал свою речь грубоватыми шутками и поговор ками собственного изобретения. Е г о шутки часто вызывали смех. Но сегодня его любимая поговорка: «Истинные мо ряки от пирса не отходят»— показалась нам неуместной. Плохой улов, потеря кулазов, безответственное отношение ме ханика к ночному переходу — все это никого не веселило. Совсем отвратитель ным было его поведение в последующие дни. Шаброва отослали с попутным судном в Аим с приказанием во что бы то ни стало найти затонувшие сети. После это го наш беспомощный «Гасан-Кули» дол жны были отбуксировать в Красноводск и сдать рыболовецкому колхозу. А пока мы получили двое-трое суток отдыха. Старшим на судне остался Линьков. Пользуясь свободным временем, мы стирали и штопали белье, писали письма родным, читали газеты. Любители соби рали по берегу бухты ракушки, фото графировались. Наконец, даже организо вали экскурсию в пустыню. Возвраща ясь на судно, неизменно находили Линь кова пьяным. Это всех раздражало. Тог да-то мне и рассказали историю механи ка. Линьков работал в тракторной брига де, в Молдавии. За пьянки его выгнали с работы, он долго скитался по разным местам, пока случайно не оказался на Каспии. Все заработанные деньги неиз менно пропивал, и жене пришлось взыс кивать с него алименты на воспитание детей. Жена часто писала, просила сво его заблудшего супруга вернуться в се мью. Но Линьков не собирался даже на письма отвечать. Он жил в постоянном нетерпеливом ожидании получки, когда можно выпить вволю и почувствовать себя Посейдоном. «Так вот каков, этот «романтик»... — подумал я. Мне было обидно и противно смотреть на механика. Линьков между тем пропил получку и бегал занимать «на похмелку». Одна жды, когда мы сидели с газетами в куб рике и обсуждали, какими трудовыми де лами можем ответить на сообщение о созыве внеочередного XXI съезда КПСС, его распухшее лицо появилось в люке: — Эй, буквоеды, пошарьте по карма нам? Похмелимся... Но тут весь кубрик, как по команде, ответил ему таким возмущенным ревом, что механик отшатнулся. — Пьяница! — гудел кок. — Крохобор!— подскочил маленький Иван Нагорный. — Иди с палубы! — крикнул рыжий Саша-брюнет, сжав в своем кулачище газету. Глядя на вскипевших ребят, я искрен не радовался. Им было присуще чув ство коллективизма, чувство долга — словом, те здоровые начала, без кото рых немыслим советский человек. Пото му-то ребята и дали такой отпор Линько- ву, забывшему обо всем на свете, кроме водки. На следующее утро я решил съездить на попутной машине в Красноводск. По ка одевался, в кубрик не спеша спус тился наш кок Лютиков в своей неизмен ной чалме. Он испытующе поглядывал на меня, собираясь что-то сказать. — В чем дело. Костя? — Ты должен зайти там к начальст ву и все выложить, — сердито загово рил он. — Не нужны нам такие капита ны и механики. Рыбы нет, кулазы поте ряны. Не хватает еще. чтоб судно уг робили... Я настороженно относился к нашему коку. Он пользовался любым поводом, чтоб демонстративно, вслух обозвать нас бездельниками, дармоедами, но ни разу не помог нам выбрать или высыпать се ти, хотя отлично видел, что, при нехват ке в экипаже четырех человек, всем приходится туго. И сейчас в его тоне было что-то такое, что заставляло насторожиться. Однако я сказал: — Хорошо, поговорю с директором. Однако дирекция опередила нас своим решением. «Гасан-Кули» передали кол хозникам. Нас с Курусем отправили на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2