Сибирские огни, 1960, № 2

нож, Мелес выбрался из темницы и бежал на остров. Два дня и две ночи мастерил он крылья из мешковины, но не выдержал злых морозов. Он отправился к гу­ бернатору, надеясь порадовать его своим открытием, но попал в руки жестокого и фанатичного митрополита Павла Конюскевича, которому дерзкая мысль Фео- филакта показалась кощунственной. На дознании мракобес начертал, что Мелес ■«при лености не ходил в церковь, а если по принуждению и бывал, то, стоял, как бездушный идол и окаянный, не являя сокрушения совести своей в содеянных своих злых и лютейших дьявола делах, для чего дьявол и приступил к нему пра­ здному, как к своему рабу, и показал ему безумный способ к летанию, которому он и поверил, а бога, сотворившего всяческое, оставил». Жестоким было наказание Мелесу за попытку построить летательный сна­ ряд. «Дабы он не мог погибнуть до конца», его отдали в «черную работу», к кото рой его должен был «понужать, аки ленивую лошадь», иеромонах Авраамий. А кроме того, по распоряжению митрополита Феофилакту «отсчитывали» каждую пятницу «по сорок ударов плетьми или лозами, вместо поклонений земных, до которых он не охотник, пока не станет иметь истинного и нелицемерного виду покаяния». Теперь, вспоминая о Феофилакте, ощущаешь прилив гордости за Человека, великого Разумом. Думаешь о том, что история всегда славит дерзновенных меч­ тателей, способных увидеть завтрашний день, заглянуть в будущее, и клеймит позором тех, кто пытается задушить Мечту. То, что взлелеивал в темнице архие­ рейского дома Феофилакт Мелес, — сбылось: давно обрел человек крылья, сок ратил земные расстояния, стал хозяином широких просторов. Месяцами, неде­ лями, с невероятными трудностями и лишениями добирались люди в прошлом от Тобольска до Севера, а сейчас для этого нужно несколько часов. В Ямальской тундре и в Кондинских лесах мне приходилось встречать ста рожилов, не имеющих представления о городе, никогда не видевших паровозов, как сказку воспринимавших рассказы о железных дорогах, соединяющих города и села страны. Мне приходилось встречать стариков, не видевших самой простой автомашины. Но самолеты, авиацию эти люди знают великолепно и даже разбира­ ются в типах машин. Авиацию на Севере любят, понимают ее важность. Авиаторы внесли и про­ должают вносить огромный вклад в труд людей, стирающих «белые пятна». О каких же «белых пятнах» идет речь7 На Крайнем Севере каждый год появляется все больше и больше новых по­ селков. Строятся заводы, комбинаты, леспромхозы, создаются крупнейшие про­ мышленные узлы. Обской Север обживается давно, еще в одиннадцатом веке сюда пришли по­ сланцы «Господина Великого Новгорода», а после неоднократно, идя «встречь солнцу», одолевая горы Урала, огибая на кочах Ямал, поднимались но Оби дру­ жины новгородцев. В 1364 году, как утверждает предание, новгородцы «воеваша по Обе реке до моря, а другая половина рати, на верх Оби воеваша». Позже хо­ дили в Югорскую землю торговые люди и воины государства Московского. Про­ легли через Север людные торговые пути в легендарную Мангазею. Немало зем­ лепроходцев, пытливых и любознательных русских людей, побывало на ОбскоМ Севере. Его изучали специальные экспедиции. Где тут быть нехоженым землям, «белым пятнам»? Правда в непроходимых таежных деорях, в тундровой глуши есть еще не­ мало слабо изученных мест, но «белых пятен», в нашем обычном представлении, на Обском Севере нет. Между тем, разговором о них читатель не вводится в зао- луждение, ибо не всегда сразу исчезает неведомое там, где земля хорошо оожита человеком. О «белых пятнах», не помеченных даже на самых подробных географических картах рассказали мне друзья-попутчики Юрий Георгиевич Эрвье и Лев Ивано­ вич Ровнин вскоре после того, как, распростившись с пилотами, мы перебрались на катер «Академик Ферсман».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2