Сибирские огни, 1960, № 2

Перед глазами истинно дорожное сооружение: к чемодану с подозрительно выгнувшейся крышкой приторочена донельзя раздувшаяся авоська. — Ладно, — машу рукой.'— Посидим перед дорогой? — Посидим, — соглашается жена. Распрощавшись с домом, я, час спустя, стал пассажиром рейсового самолета «ИЛ-14». Натужно подвывая, ввинчиваясь пропеллерами в воздух, пронизанный моросящим дождем, наш самолет выползает на старт. Качнувшись на тормозах, прижав пассажиров к спинкам мягких сидений, он устремляется вперед по бетон­ ным плитам взлетной полосы. — Понеслись! — резюмировал наше новое состояние сосед по креслу. Да, мы неслись со скоростью более 250 километров в час. Быстро остались позади разметавшиеся до самого горизонта улицы и площади Новосибирска и Обь, на глазах превратившаяся в скучный ручеек с игрушечным пароходиком, за ко­ торым тянулся шлейфик дыма. — Высота 1200 метров, — сказал второй пилот, выходя из рубки и, видимо для того, чтобы мы поверили собственным очам, добавил: — Вошли в сплошную облачность. Так будет до Омска. Все мы—двадцать четыре пассажира и молоденькая стюардесса в новеньком костюмчике — посмотрели в иллюминаторы и убедились: пилот был прав. Вдоль стекол проносились белесые струи, а по обрубленным густыми облаками крыльям скатывались пропадая в бездне, крупные капли дождя. Через несколько часов самолет, резко снизившись и бросив наземь крылатую тень, тяжело кренится на левую сторону. Под нами скользят островки каменных зданий в море одноэтажных деревянных домов, улицы и переулки города, раз­ деленного сверкающей под солнцем змейкой Туры. Самолет выравнивается, укрощает рев двигателей и, прицелившись к зелено­ му полю аэродрома, идет на посадку. Толчок... Еще толчок... Несколько минут спустя, машина, за четыре часа одолевшая 1200 километ­ ров, успокаивается на стоянке. В распахнувшуюся дверь врывается свежий ветер, напоенный запахами молодой листвы. — Товарищи, вы прибыли в Тюмень! — объявляет дежурный отдела пере­ возок. Север! Город на Туре стоит у его порога. Он не только ворота в Сибирь, он и ворота Обского Севера. Потому-то все чаще и чаще говорят в этом городе о ме­ стах, что лежат за Ханты-Мансийском, за Сургутом, за Березовом, в тайге Хан­ ты-Мансийской и тундре Ямало-Ненецкой. — Мы сейчас живем Севером, — сказал шофер «Победы», мчавшей нас к озеру Андреевскому. — Там все сокровища нашей земли. Н а к р ы л ь я х б и п л а н а Озеро Андреевское знают многие. Первыми на его берега повадились охот­ ники. В скрадках и густых камышах, окоченевшие от весеннего ветра, терпеливо выжидали они шилохвостей и чирков. И хотя год от году птицы становилось все меньше, поклонники озера изо всех сил поддерживали его славу. Позже на берегах Андреевского бродили молчаливые археологи. Рылись, ко­ пались и обнаружили стоянку доисторического человека. А теперь озером владеют бипланы. Здесь их называют грубовато и фамильярно — «Антонами в лаптях» или ласково «Аннушками», Но как бы ни называли скорые на язык авиаторы де­ сятиместный одномоторный самолет-биплан «АН-2», без него далекий Север, осо­ бенно в весеннюю и осеннюю распутицу, был бы отрезан от железной дороги. Вот на таком самолете мы и отправились р . край «белого пятна». Пилот Дмит­ рий Павлович Турлаков плавно взял ручку на себя, и «АН-2», торопливо прошле­ пав поплавками по гребешкам волн, стал набирать высоту и поплыл над равниной, расписанной пятнами озер, буераками и причудливыми сплетениями ручейков. Медленно отошли и растаяли в синем мареве зелень лугов, черные квадра­ 7. «Сибирские огни № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2