Сибирские огни, 1960, № 12

тия культуры: палеолиту, неолиту, брон­ зовому и железному векам. Выяснено их значение в искусстве, мифологии и об­ щественно-экономических отношениях древних народов. Ленинградское издание посвящено детальному описанию отдельных живо­ писных композиций и рисунков. На от­ лично выполненных В. Д. Запорожской таблицах, уменьшенных до '/ю, даны все 1002 рисунка и фотографии. Специаль­ ная глава посвящена изложению значе­ ния писаниц. Она несколько повторяет основную книгу, но имеет и самостоя­ тельное значение, поскольку в ней ис­ пользуются новые материалы соседнего района Приангарья. Таким образом, обе книги, дополняя друг друга, составляют ценное монографическое исследование. Значение этого труда трудно переоце­ нить. Как мастер-реставратор под на­ слоением позднейших красок обнаружи­ вает подлинное творение великого ху­ дожника, так и А. Окладников в наслое­ ниях рисунков многих эпох открыл под­ линное их значение. Путем очень тщательного изучения из громадного комплекса шишкинских фресок были выделены немногочислен­ ные, очень характерные, в сравнении с западноевропейскими образцами, рисун­ ки эпохи верхнего палеолита. В то вре­ мя, 10— 15 тысяч лет тому назад, на от­ крытых степных и предтундровых про­ странствах позднего ледниковья бродили стада диких лошадей, бизонов и других представителей вымершей фауны. На самых верхних плоскостях 100-метровой лестницы красновато-коричневых скал у Шишкино древний художник изобразил характерную дикую лошадь и быка-бизо- на, имевших такое большое значение в жизни первобытной орды. Изображен­ ные почти в натуральную величину, ши­ рокими и смелыми штрихами, красной краской, эти изображения необычайно реалистичны и пока являются единст­ венными на пространстве от Урала до Тихого океана. Уже в этом громадное их значение. Но оно становится еще большим при сравнении с другими ма­ териалами, позволяющими оценить их во всей совокупности проблем материаль­ ной и духовной культуры человека па­ леолита. Мы видим здесь зарождение культа зверя и связанных с ним пред­ ставлений. На первый взгляд очень резко, без всякого перехода, эти рисунки сменяют­ ся прекрасными по исполнению писани­ цами неолитического времени. Господст­ вует фигура или целые композиции, свя­ занные с культом лесного зверя — соха­ того, лося. Писаницы такого типа широ­ ко распространены в Прибайкалье, но по обилию и мастерству рисунка шишкин- ские являются одними из лучших. Тех­ ника их выполнения уже существенно иная. Наряду с прежним приемом кон­ турного рисунка красной охрой, все большее значение приобретает выбивка по контуру, по площади или пришлифов- ка. Так выполнено большинство лосиных фигур. Но среди них А. Окладников вы­ деляет два-три рисунка, по всем призна­ кам весьма архаичных. В них усматри­ вается переход от палеолита к развито­ му неолиту — преемственность культур, то, что подчас не удается проследить на материале стоянок и погребений. Привлекая обширный материал из сосед­ них районов, автор рисует живую карти­ ну жизни племен лесных охотников и рыболовов. Писаные скалы приобретают в это время значение родовых святилищ, становятся местами совершения охотни­ чьих обрядов и мистерий. Здесь оживают предания и легенды аборигенов Сиби­ ри, других стран и народов. Уже в то да­ лекое время, в третьем тысячелетии до н. э., зарождаются первые культурные овязи прибайкальцев с племенами Во­ сточной Европы и Передней Азии, воз­ можно их непосредственное проникнове­ ние в Сибирь. К интересным выводам пришел автор при изучении очень оригинальных ри­ сунков бронзового и раннего железного века. Реалистический рисунок сменяет­ ся теперь весьма условными и стилизо­ ванными изображениями человечков, об­ рядовых сцен. Даже звери, за немноги­ ми исключениями, утрачивают реальные черты. Проявляются отдаленные связи со Скандинавией, древним Китаем. Од­ нако эти рисунки, конечно, требуют до­ полнительного изучения. ' Самую многочисленную группу рисун­ ков составляют курыканские. Они вы­ полнены техникой вытирания, шлифов­ ки или графически — сеткой. Преобла­ дают искусно нарисованные фигуры ло­ шади среднеазиатского типа. Многочис­ ленны военные и охотничьи сцены, фи­ гурки людей в характерных одеждах ко- чевников-скотоводов. Вся эта масса ри­ сунков требует еще тщательного изуче­ ния, так как охватывает не одно тыся­ челетие истории курыканов. Шишкин- ские рисунки всесторонне освещают быт и социальные отношения курыканов, со­ ставляя живое повествование о разнооб­ разных сторонах их жизни. Через группу более поздних рисунков Шишкинские скалы подводят нас к поздним этапам истории Ленского края, к появлению якутов и бурятов, к пись­ менной истории и, наконец, — к появ­ лению здесь русских. Таким образом, 10— 15 тысячелетий смотрят на нас с Шишкинских скал. Это действительно «зеркало истории Ленско­ го края», как говорит А. Окладников. Значение шишкинской галереи признано уже не только исторической наукой на­ шей родины, но и далеко за ее предела­ ми. Тем нетерпимее факты порчи и раз­ рушения этого уникального памятника. Необходима его строгая охрана путем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2