Сибирские огни, 1960, № 12
тия культуры: палеолиту, неолиту, брон зовому и железному векам. Выяснено их значение в искусстве, мифологии и об щественно-экономических отношениях древних народов. Ленинградское издание посвящено детальному описанию отдельных живо писных композиций и рисунков. На от лично выполненных В. Д. Запорожской таблицах, уменьшенных до '/ю, даны все 1002 рисунка и фотографии. Специаль ная глава посвящена изложению значе ния писаниц. Она несколько повторяет основную книгу, но имеет и самостоя тельное значение, поскольку в ней ис пользуются новые материалы соседнего района Приангарья. Таким образом, обе книги, дополняя друг друга, составляют ценное монографическое исследование. Значение этого труда трудно переоце нить. Как мастер-реставратор под на слоением позднейших красок обнаружи вает подлинное творение великого ху дожника, так и А. Окладников в наслое ниях рисунков многих эпох открыл под линное их значение. Путем очень тщательного изучения из громадного комплекса шишкинских фресок были выделены немногочислен ные, очень характерные, в сравнении с западноевропейскими образцами, рисун ки эпохи верхнего палеолита. В то вре мя, 10— 15 тысяч лет тому назад, на от крытых степных и предтундровых про странствах позднего ледниковья бродили стада диких лошадей, бизонов и других представителей вымершей фауны. На самых верхних плоскостях 100-метровой лестницы красновато-коричневых скал у Шишкино древний художник изобразил характерную дикую лошадь и быка-бизо- на, имевших такое большое значение в жизни первобытной орды. Изображен ные почти в натуральную величину, ши рокими и смелыми штрихами, красной краской, эти изображения необычайно реалистичны и пока являются единст венными на пространстве от Урала до Тихого океана. Уже в этом громадное их значение. Но оно становится еще большим при сравнении с другими ма териалами, позволяющими оценить их во всей совокупности проблем материаль ной и духовной культуры человека па леолита. Мы видим здесь зарождение культа зверя и связанных с ним пред ставлений. На первый взгляд очень резко, без всякого перехода, эти рисунки сменяют ся прекрасными по исполнению писани цами неолитического времени. Господст вует фигура или целые композиции, свя занные с культом лесного зверя — соха того, лося. Писаницы такого типа широ ко распространены в Прибайкалье, но по обилию и мастерству рисунка шишкин- ские являются одними из лучших. Тех ника их выполнения уже существенно иная. Наряду с прежним приемом кон турного рисунка красной охрой, все большее значение приобретает выбивка по контуру, по площади или пришлифов- ка. Так выполнено большинство лосиных фигур. Но среди них А. Окладников вы деляет два-три рисунка, по всем призна кам весьма архаичных. В них усматри вается переход от палеолита к развито му неолиту — преемственность культур, то, что подчас не удается проследить на материале стоянок и погребений. Привлекая обширный материал из сосед них районов, автор рисует живую карти ну жизни племен лесных охотников и рыболовов. Писаные скалы приобретают в это время значение родовых святилищ, становятся местами совершения охотни чьих обрядов и мистерий. Здесь оживают предания и легенды аборигенов Сиби ри, других стран и народов. Уже в то да лекое время, в третьем тысячелетии до н. э., зарождаются первые культурные овязи прибайкальцев с племенами Во сточной Европы и Передней Азии, воз можно их непосредственное проникнове ние в Сибирь. К интересным выводам пришел автор при изучении очень оригинальных ри сунков бронзового и раннего железного века. Реалистический рисунок сменяет ся теперь весьма условными и стилизо ванными изображениями человечков, об рядовых сцен. Даже звери, за немноги ми исключениями, утрачивают реальные черты. Проявляются отдаленные связи со Скандинавией, древним Китаем. Од нако эти рисунки, конечно, требуют до полнительного изучения. ' Самую многочисленную группу рисун ков составляют курыканские. Они вы полнены техникой вытирания, шлифов ки или графически — сеткой. Преобла дают искусно нарисованные фигуры ло шади среднеазиатского типа. Многочис ленны военные и охотничьи сцены, фи гурки людей в характерных одеждах ко- чевников-скотоводов. Вся эта масса ри сунков требует еще тщательного изуче ния, так как охватывает не одно тыся челетие истории курыканов. Шишкин- ские рисунки всесторонне освещают быт и социальные отношения курыканов, со ставляя живое повествование о разнооб разных сторонах их жизни. Через группу более поздних рисунков Шишкинские скалы подводят нас к поздним этапам истории Ленского края, к появлению якутов и бурятов, к пись менной истории и, наконец, — к появ лению здесь русских. Таким образом, 10— 15 тысячелетий смотрят на нас с Шишкинских скал. Это действительно «зеркало истории Ленско го края», как говорит А. Окладников. Значение шишкинской галереи признано уже не только исторической наукой на шей родины, но и далеко за ее предела ми. Тем нетерпимее факты порчи и раз рушения этого уникального памятника. Необходима его строгая охрана путем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2