Сибирские огни, 1960, № 12
ска сбросили немцев в море, многие впервые увидели его: «Может быть, лучше было бы увидеть его впервые не вдали от родины, и не в горячке и напряжении трудного боя, а в мирное время, с террасы дома отдыха на Крымском или Кавказском побережье. Но если суждено всякому человеку за помнить навсегда день и час первой встречи с морем, то добытая в бою встре ча сухопутных русских, белорусских и иных советских людей с этим морем бу дет самой памятной и самой гордой да той их жизни». Сколько уже написано об ощущениях последних дней войны, сколько раз вос клицали: «Победа!» А вот сказал об этом А. Твардовский по-своему. И опять зазвучала в книге тема Родины. Просто удивительно, как проходит она и через эти заметки, и через очерки об Албании и Норвегии, и через все, все — букваль но. Книга называется «Родина и чужби на», но прежде всего она о Родине, о любви к ней, о верности ей. Особое место в книге занимает рассказ о том, как сложили печку сельскому учи телю. Других событий в «Печниках» нет. И если рассказ глубоко волнует и остав ляет неизгладимое впечатление, несмот ря на обыденность ситуаций и предель ную скромность выразительных средств, так это потому, что, во-первых, А. Твар довский очень по-своему сумел расска зать о труженике-мастере, о том, как труд жизни становится искусством, во- вторых, каждый из персонажей предель но раскрывается перед читателем. И еще подкупает манера рассказа — скорее не писанного, а именно — рассказанного — безо всякой стилизации и нарочитого подчеркивания — вот, мол, слушайте. «О печниках, об их своеобычном ма стерстве, исстари носившем оттенок таинственности, сближавшей это дело чуть ли не с знахарством, — обо всем этом я знал с детства, правда, не столь ко по живой личной памяти, сколько по всевозможным историям, легендам и анекдотам». С самого начала произведе ния кажется, что рассказ, как и почти все в «Родине и чужбине», ведется от ли ца самого поэта, и лишь несколько поз же выясняется, что это делится с нами событиями нескольких дней своей жизни сельский учитель. А событий-то всех, как уже говорилось, немного. В избе дымила печка, и следовало ее переложить до зи мы. Учитель — офицер запаса, вот он и пошел поделиться с военкомом своей бе дой, а тот послал его к знаменитому Его ру Яковлевичу, старому печнику. Старик было отказал. И тогда начали перекла дывать печку вдвоем — учитель с воен комом. Но тут подошел Егор Яковлевич, и дело пошло куда быстрее. Конечно, так нельзя пересказывать произведение. Однако и из нашего пе ресказа видно, что вертится все вокруг единственной печки. Если все же после прочтения рассказа нам становится теп лее, так это потому, что вы познакоми лись не только с таинствами Егора Яков левича, но и с добрым талантом Твар- довского-рассказчика. Кое-что открылось нам уже в запис ных книжках. Но в рассказе писатель чувствует себя много свободнее, да и впервые появляется в книжке герой- рассказчик. Он, правда, очень многим близок автору — тоже уроженец сель ских мест и тоже связал свою жизнь с литературой. Учитель — человек думаю щий, человек незаурядный и наблюда тельный. Он склонен к юмору и способен даже иронизировать по собственному адресу. Это его глазами видим мы майо ра, человека отзывчивого и увлекающего ся, упрямого и самолюбивого, человека, на которого можно положиться в беде. И, наконец, главное лицо — это, конеч но, Егор Яковлевич, большой мастер, старик, гордящийся своей профессией. Немногое умеет делать в жизни дед Егор, но в том, что он умеет, достиг со вершенства. И рассказчик, и автор, стоя щий за ним, искренне восхищаются Его ром Яковлевичем, который сначала ре шительно отказал, а потом пришел дири жировать кладкой печки. Две мысли составляют «зерно» рас сказа. Первое — о поэтичности, об арти стичности труда печника Егора Яковле вича. В этом отношении отнюдь не слу чаен разговор о том, как сложить печку и как написать, «сложить» стихи. Вто рое — о человеческой солидарности лю дей труда и творчества. А. Твардовский насквозь полемичен. И в заметках о войне, и в «Печниках», и в очерке об Ангаре немало глубоких вы сказываний по вопросам литературы. Они не выделены как-то особо, но они есть, хотя, будучи «разбросанными», не производят целостного впечатления. Однако если соотнести их с самой мане рой письма поэта, станет совершенно оче видной его эстетическая позиция. «Две недели, — рассказывает А. Твар довский, — экипаж советского танка на ходился на нейтральной земле. Люди ве ли бой, да еще готовили пищу в танке. «Как вы еще можете там о вареве ду мать?» — спросили одного из них. «Знаете, — говорит, — сухомятка все- таки не еда, супчику хочется». Вывод, который делает писатель, со вершенно неожидан, однако он очень точ но выражает авторскую позицию: «Мы все еще объясняем скупость и сухость наших писаний исключительностью воен ной обстановки. А надо полагать, что при этой именно исключительности нель зя жить сухомяткой». Нельзя жить сухомяткой, нельзя вы давать суррогат за искусство, нельзя создавать искусство без подлинного при звания — об этом говорится во многих произведениях рецензируемой книги. Вспомним майора из рассказа «Печни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2