Сибирские огни, 1960, № 12

и «незаметно для себя во вкус вошла, успокоилась». Она нашла свое место в жизни, и это благотворно сказалось на всем ее нравственном облике. В связи с этим хочется ответить кри­ тику Е. Стариковой («Знамя», 1960, А1» 6). Она пришла в ужас от расправы Степана с картиной Рубенса и начала всячески чернить ни в чем не повинного героя. Е. Старикова почему-то убеждена, что «Степан уверен в своем праве на хамство», что он «считает себя перлом Создания» и т. п. Читая такое, хочется сказать словами критика: «Это уж слиш­ ком!» Да, на беду свою, Степан еще не понимает искусства, бывает грубоват в выборе воспитательных средств, конеч­ но же, не надо было ему стрелять в кар­ тину Рубенса, но Степан искренне любит свою жену, по-своему старается внушить ей свою веру и правду, отлично пони­ мает: человек должен трудиться и не для себя, а для других. Весьма показательно, что Е. Старикова, снижая образ Степана, не находит осуждающих слов для его же­ ны, между тем изъяны в ее характере бо­ лее чем существенны. У нее явно мещан­ ские представления о семейном счастье, до поры до времени она не знала, что та­ кое труд, не признавала своих обязан­ ностей перед людьми, перед обществом. И в этом свете совершенно непонятно, о какой беде говорит критик, когда пишет: «Ее беду тоже представить необходимо. Да, беду, потому что очень нелегко вда­ ли от родины, в степи, оказаться один на один с таким своевольном человеком, как Степан Ревун». Право же, можно подумать после этого, что критик даже мысленно не может представить себе счастливой жизни вне московской про­ писки, что целинные степи гораздо опас­ нее и коварнее льдов Антарктиды и что героиня оказалась окруженной одними врагами и главный из них — горячо лю­ бящий ее Степан. Важное место в композиции и идейном содержании небольшой, но очень емкой повести С. Антонова занимает маленькая Аленка. Она провела свои каникулы на целине у родителей и много увидела но­ вого и поучительного для себя. Напря­ женный ритм целинной жизни, героиче­ ский труд взрослых не могут не сказать­ ся на формировании характера девочки. Настойчивая, внимательная ко всему и чуткая, она дышит чистым воздухом со­ ветского общества и учится быть хозяй­ кой своей судьбы и своей страны. И она будет ею! И не случайно автор через призму ее восприятия дает многие собы­ тия произведения, она становится мо­ ральным судьей многих поступков дейст­ вующих лиц повести. Новое произведе­ ние С. Антонова построено так, что сна­ чала писатель подчеркивает в своих ге­ роях обыкновенное и даже заурядное, а затем в естественном движении всех ком­ понентов повести раскрывает в них су­ щественное, и раскрывает без патетиче­ ских речей и пышных фраз. Авторский замысел разъясняется в финале повести: «Ведь только с виду это простые, обык­ новенные люди, а на самом деле они совсем не простые и очень необыкновен­ ные, потому что живут не для себя, не для своей корысти, а исключительно для народа, для будущего и делают необык­ новенное, великое дело, какого до них еще никто не делал,— ставят на ноги целинный совхоз». Отметим, что в последних произведениях С. Антонов сознательно стремится ярче оттенить не­ обыкновенное, особенное в повседневной жизни советских людей. Он писал в статье «Рассказ и кино», что «многим нашим рассказам и картинам очень не хватает... особенного, занимательного». Автора «Аленки» не упрекнешь в том, что он изображает неинтересных людей, и все же, наряду с восторженными отзы­ вами о ней, мне пришлось слышать и та­ кие, что-де новая повесть менее интерес­ на, чем «Дело было в Пенькове». Понят­ но, что у нас есть разные читатели, но все же в таком суждении есть своя ка­ кая-то доля истины. В маленькой повести дан широкий охват жизненных явлений, обрисовано около десятка персонажей. Но здесь, видимо, кроется и своя слабая сторона. В ней нет сюжетной интриги, связывающей воедино все ее образы и события. «Аленка» построена как цепь интересных рассказов. Анто­ нову удалось достичь живой реаль­ ности, почти физической ощутимости изображаемого, но в повествовании созда­ лась излишняя калейдоскопичность кар­ тин и событий, внимание читателей то и дело перебивается. Нелегко вмещается в небольшие рамки короткой повести боль­ шой по объему жизненный материал! «Аленка» требует внимательного чте­ ния — лишь тогда можно оценить всю силу дарования С. Антонова-художника. От произведения к произведению повы­ шается его мастерство. Он стал писате­ лем, хорошо чувствующим силу слова, умеющим точно и тонко передать свое­ образие речи персонажей, мельчайшие нюансы их душевных переживаний, их мимику и шесты. Он умеет в «незамет­ ном» и «простом» рассмотреть удивитель­ ные и захватывающие, заражающие нас богатства характера советского человека. Е. Старикова на словах признает закон­ ность творческой манеры С. Антонова, а при анализе повести не учитывает ее особенностей, она порицает его за «какой- то оттенок снисходительного любования со стороны той прекрасной по своему смыслу, но и трудной... жизнью». Она упрекает писателя в том, что он чутко за­ мечает неприятные явления жизни, «но никак не может, не хочет, не считает нужным рассердиться, все только лукаво усмехается...» Общеизвестно, что С. Ан­ тонов во многом идет от Чехова, а Чехов утверждал, что в художественных произ­ ведениях совсем не обязательно провоз­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2