Сибирские огни, 1960, № 12
и «незаметно для себя во вкус вошла, успокоилась». Она нашла свое место в жизни, и это благотворно сказалось на всем ее нравственном облике. В связи с этим хочется ответить кри тику Е. Стариковой («Знамя», 1960, А1» 6). Она пришла в ужас от расправы Степана с картиной Рубенса и начала всячески чернить ни в чем не повинного героя. Е. Старикова почему-то убеждена, что «Степан уверен в своем праве на хамство», что он «считает себя перлом Создания» и т. п. Читая такое, хочется сказать словами критика: «Это уж слиш ком!» Да, на беду свою, Степан еще не понимает искусства, бывает грубоват в выборе воспитательных средств, конеч но же, не надо было ему стрелять в кар тину Рубенса, но Степан искренне любит свою жену, по-своему старается внушить ей свою веру и правду, отлично пони мает: человек должен трудиться и не для себя, а для других. Весьма показательно, что Е. Старикова, снижая образ Степана, не находит осуждающих слов для его же ны, между тем изъяны в ее характере бо лее чем существенны. У нее явно мещан ские представления о семейном счастье, до поры до времени она не знала, что та кое труд, не признавала своих обязан ностей перед людьми, перед обществом. И в этом свете совершенно непонятно, о какой беде говорит критик, когда пишет: «Ее беду тоже представить необходимо. Да, беду, потому что очень нелегко вда ли от родины, в степи, оказаться один на один с таким своевольном человеком, как Степан Ревун». Право же, можно подумать после этого, что критик даже мысленно не может представить себе счастливой жизни вне московской про писки, что целинные степи гораздо опас нее и коварнее льдов Антарктиды и что героиня оказалась окруженной одними врагами и главный из них — горячо лю бящий ее Степан. Важное место в композиции и идейном содержании небольшой, но очень емкой повести С. Антонова занимает маленькая Аленка. Она провела свои каникулы на целине у родителей и много увидела но вого и поучительного для себя. Напря женный ритм целинной жизни, героиче ский труд взрослых не могут не сказать ся на формировании характера девочки. Настойчивая, внимательная ко всему и чуткая, она дышит чистым воздухом со ветского общества и учится быть хозяй кой своей судьбы и своей страны. И она будет ею! И не случайно автор через призму ее восприятия дает многие собы тия произведения, она становится мо ральным судьей многих поступков дейст вующих лиц повести. Новое произведе ние С. Антонова построено так, что сна чала писатель подчеркивает в своих ге роях обыкновенное и даже заурядное, а затем в естественном движении всех ком понентов повести раскрывает в них су щественное, и раскрывает без патетиче ских речей и пышных фраз. Авторский замысел разъясняется в финале повести: «Ведь только с виду это простые, обык новенные люди, а на самом деле они совсем не простые и очень необыкновен ные, потому что живут не для себя, не для своей корысти, а исключительно для народа, для будущего и делают необык новенное, великое дело, какого до них еще никто не делал,— ставят на ноги целинный совхоз». Отметим, что в последних произведениях С. Антонов сознательно стремится ярче оттенить не обыкновенное, особенное в повседневной жизни советских людей. Он писал в статье «Рассказ и кино», что «многим нашим рассказам и картинам очень не хватает... особенного, занимательного». Автора «Аленки» не упрекнешь в том, что он изображает неинтересных людей, и все же, наряду с восторженными отзы вами о ней, мне пришлось слышать и та кие, что-де новая повесть менее интерес на, чем «Дело было в Пенькове». Понят но, что у нас есть разные читатели, но все же в таком суждении есть своя ка кая-то доля истины. В маленькой повести дан широкий охват жизненных явлений, обрисовано около десятка персонажей. Но здесь, видимо, кроется и своя слабая сторона. В ней нет сюжетной интриги, связывающей воедино все ее образы и события. «Аленка» построена как цепь интересных рассказов. Анто нову удалось достичь живой реаль ности, почти физической ощутимости изображаемого, но в повествовании созда лась излишняя калейдоскопичность кар тин и событий, внимание читателей то и дело перебивается. Нелегко вмещается в небольшие рамки короткой повести боль шой по объему жизненный материал! «Аленка» требует внимательного чте ния — лишь тогда можно оценить всю силу дарования С. Антонова-художника. От произведения к произведению повы шается его мастерство. Он стал писате лем, хорошо чувствующим силу слова, умеющим точно и тонко передать свое образие речи персонажей, мельчайшие нюансы их душевных переживаний, их мимику и шесты. Он умеет в «незамет ном» и «простом» рассмотреть удивитель ные и захватывающие, заражающие нас богатства характера советского человека. Е. Старикова на словах признает закон ность творческой манеры С. Антонова, а при анализе повести не учитывает ее особенностей, она порицает его за «какой- то оттенок снисходительного любования со стороны той прекрасной по своему смыслу, но и трудной... жизнью». Она упрекает писателя в том, что он чутко за мечает неприятные явления жизни, «но никак не может, не хочет, не считает нужным рассердиться, все только лукаво усмехается...» Общеизвестно, что С. Ан тонов во многом идет от Чехова, а Чехов утверждал, что в художественных произ ведениях совсем не обязательно провоз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2